Бобат – терапия
Наша нервная система неотъемлемо связана с телом, тренируя одно, затрагивается и другое, поэтому выбирая метод коррекции, мы всегда учитываем насколько он подойдет тому или иному пациенту. Цель терапии Бобат — убрать патологические (неправильные) движения у ребенка и развить целенаправленные движения, а также привить навыки самообслуживания.
Метод физической коррекции был разработан супружеской парой Бертой и Карлом Бобат. Они нашли способ нейродинамической реабилитации пациентам с ДЦП, сколиозами, пороки развития позвоночника после травм, инсультов, менингоэнцефалитов, полиомиелита, врожденных дефектов бедра. Эта методика может применяться с рождения и до 18 лет, она безопасна и эффективна.
Этот метод не используется при:
Методика Бобат оказывает терапевтический эффект на организм в целом. В ходе занятий постоянно ведется поиск потенциалов ребенка, благодаря которым можно устранить, либо компенсировать дефициты развития.
КАК ПРОВОДИТСЯ
Занятия с детьми проводятся в комфортной, спокойной обстановке с использованием игрушек и интересных ему приспособлений, таким образом создавая естественную мотивацию к занятию и развитию. Программа реабилитации всегда индивидуальна и стимулирует выполнение только тех упражнений, которые ребенок должен выполнять по возрасту. Суть метода Бобат состоит в использовании специальных стимулов и влияний (зрительных, слуховых, тактильных, положения тела в пространстве и относительно предметов), которые включают в работу пораженные структуры ЦНС, корригируют их взаимодействие с другими функциональными системами и угнетают патологические двигательные и поздние стереотипы.
На занятии ребенок отрабатывает следующие движения:
Бобат терапия предполагает участие не только специалиста и ребенка, но и родителя. Суть идеи заключается в постановке специалистом правильных позиций, а родитель дома организовывает окружающую среду таким образом, чтобы ребенок как можно чаше встречался с ситуациями, когда ему будет необходимо выполнять движения «правильно». Ежедневные индивидуальные занятия. Продолжительность процедуры составляет от 30 до 40 минут. Курсами по 10-15 занятий. Бобат терапия - это образ жизни, передающийся от специалиста к родителю, т.к. родители остаются важным звеном для адаптации "особого" ребенка.
Записаться на диагностику в центр психологии и развития личности Сфера в Брянске
Часто задаваемые вопросы по Войта и Бобат терапии.
1Нашему ребенку показана Войта и Бобат-терапия, и нам сказали, что мы должны проводить терапию с ребенком дома. Что ожидается от нас, родителей?
Для успешной Войта и Бобат-терапии требуется, как правило, активная, совместная с родителями работа. Родители получают соответствующие инструкции для проведения терапии дома. Без этой совместной работы цель терапии будет достигнута лишь частично.
2Почему я должна заниматься Войта терапией со своим ребенком ежедневно 4 раза в день?
Потому что после каждого занятия с ребенком через 3-4 часа наступает так называемая «разрядка». Доступ к генетически заложенным двигательным программам стабилизируется именно при таком подходе к занятиям. Это проявляется в непроизвольной спонтанной активности, например, улучшение хватательной функции, речи или ходьбы.
3Почему мой ребенок кричит, когда я с ним занимаюсь?
Это так называемый активируемый крик. Ребенок вынужден много работать, а ему хотелось бы делать что-то другое. Кроме того, тело должно оставить привычные позы и выполнить новые незнакомые движения.
Очень важно внимательно слушать, как Ваш ребенок плачет, и что он во время этого крика делает, чтобы Вы могли реагировать соответствующим образом.
4Не причинит ли терапия боль моему ребенку?
Правильно выполненная терапия, адаптированная к потребностям ребенка, не должна вызывать боль. Наоборот, боль противопоказана, поскольку она блокирует передачу информации в центральную нервную систему.
5Могут ли родители обучиться Войта-терапии?
Да, могут! Большое количество мам и пап уже успешно занимаются Войта-терапией со своими детьми. Терапевты направляют их работу. Совершенства исполнения от родителей не требуется.
6Должен ли ребенок сознательно участвовать в Войта и Бобат-терапии?
Сознательным участием ребенка является то, что он понимает свою роль в терапии. В зависимости от возраста это понимание отличается. К осознанному участию также относится такое поведение, когда ребенок готов работать вместе, а не против терапевта/родителей.
Также участие ребенка в его активном восприятии. Ребенок чувствует, слушает и мгновенно реагирует.
Младенец осознает свое участие через определенный ритуал, голос матери/терапевта, прикосновения, ведение руками взрослых.
Школьник может больше, к его соответствующим возрасту задачам, например, относится подготовка к терапии: раздеться и одеться снова после лечения. Он может напомнить начальные позиции и упражнения. Ребенок школьного возраста может также в соответствии с его возможностями рассказать о своих новых навыках и занятиях дома.
7Вреден ли для ребенка вопрос: “Ты не хочешь заниматься?»
Ребенок еще не в состоянии оценить масштабы и возможные последствия его двигательных расстройств. Поэтому он не может оценить правильность решения: лечиться или нет.
Тем не менее, ребенок в своем поведении ориентируется на родителей. В Войта-терапии ребенок
может учиться вместе с ними выполнять задания.
Если родители убеждены, что двигательные расстройства ребенка лучше лечить при помощи Войта- терапии, их ребенок будет принимать терапию.
Важно с любовью выражать свое отношение к занятиям и честно комментировать действия ребенку, а также хвалить его за отличную работу. В таком случае ребенок будет выдерживать терапию хорошо. И с каждым разом, возможно, все лучше и лучше. (Kuo, H.T.; Papoucek, M.)
8Могу ли я вызвать, в том числе, неправильные движения во время занятий Войта-терапией?
Могу ли я вызвать, в том числе, неправильные движения во время занятий Войта-терапией?
9Почему так важно заниматься дома? Может быть я буду лучше почаще приходить на занятия к терапевту?
Почему так важно заниматься дома? Может быть я буду лучше почаще приходить на занятия к терапевту?
10Как мне реагировать на ревность другого ребенка, который специально мешает проведению домашних упражнений?
Опыт показывает, что эту ситуацию можно облегчить, если вовлечь второго ребенка в процесс проведения терапии. Детям можно дать маленькие задания, которые показывают насколько важна их помощь, насколько они важны для родителей. Кроме этого, рекомендуется даже
некоторые упражнения делать специально со вторым ребенком, который ревнует, и выделять определённое время в течение дня для игры только с ним.
11Как мне мотивировать своего ребенка к участию в терапии?
В первую очередь за счет того, что вы регулярно проводите упражнения и искренне хвалите своего ребенка, когда он действительно старается. В этом случае терапия является привычной, нормальной составляющей дня, точно также, как регулярная личная гигиена и уход за телом.
12Как мне убедить своего мужа и дедушку с бабушкой? Они говорят, все само уляжется.
Если вы живете вместе с дедушкой и бабушкой или часто с ними обсуждаете необходимость Войта-терапии, то вы их тоже можете пригласить на занятия с терапевтом. Наша рекомендация: организуйте два отдельных занятия. Один раз Войта-терапия в присутствии бабушки и дедушки, а другой раз в присутствии мужа.
Настаивайте на том, чтобы ваш муж сопроводил вас на занятия к Войта-терапевту. В этой ситуации ваш муж скорее будет вынужден критически проанализировать насколько у ребенка нарушены движения. Кроме этого, он сможет задать терапевту свои конкретные вопросы.
13Для моего ребенка Войта-терапия - это напряженные занятия. Не слишком ли много в этом напряжения для молодого организма и для неустойчивой детской психики?
Терапия требует от ребенка только то, что ребенок в состояние выполнить. Это значит, что требования, которые предъявляются к ребенку, рассчитаны на его возможности. Самое важное - это то, чтобы ребенок научился справляться с самим принципом требования и начал эти требования выполнять. Если Вы уверенны в том, что требования терапии приносят положительные результаты, то Ваш ребенок станет намного сильнее (как в физическом, так и в психическом смысле).