Снова в школу
-
Школьное обучение – довольно сложный этап не только для
ученика, но и для всей его семьи. Насколько наши дети полюбят учиться,
будет зависеть не только от их интеллектуальных способностей,
умственных возможностей и грамотности педагогического коллектива, но
и от той домашней атмосферы, из которой маленький ученик попадёт в
школьную жизнь. Родители должны быть терпимыми, терпеливыми,
внимательными и понимающими. Проснувшись утром, ребенок должен
увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос. Будите его спокойно, не
подгоняя, не дергая по пустякам, не укоряя за ошибки. Если он слишком
не тороплив и медлителен, то научить его учитывать свое время – ваша
задача, которую должны решать, но не перед школой.
-
Ребенок не должен
отправляться на учебу без завтрака. Провожая ученика, не читайте ему
вслед нравоучений: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «смотри,
чтобы не было плохих оценок» и т.д. Пожелайте ему удачи, подбодрите,
найдите для него ласковые слова. А, встречая после школы, не
обрушивайте на него вопрос: «Что ты сегодня получил?», если ребенок,
жаждет с вами поделится чем-то, выслушайте это, если огорчен и молчит,
дайте ему успокоится, позже расскажет все сам. После школы не
торопитесь садиться за уроки, необходимо 2 часа отдыха для
восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17
часов.
-
Во время подготовки домашнего задания делайте паузы-
переменки. При совместном выполнении домашней работы от вас нужны
спокойный тон, поддержка, похвала, терпение и внимание. Помните, что в
течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее,
быстрее наступает утомление, снижается работоспособность. Это первые
4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов),
конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после
зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды будьте
особенно внимательны к состоянию ребенка. Родители вы должны сделать все, чтобы новый день был прожит без нервотрепки и нотаций
спокойно, радостно и добро.
-
Советы родителям:
1. Не пугайте ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы.
-
2. Не подменяйте собой учителя, не требуйте от ребенка больше, чем ему задано.
-
3. Исходите из реальных возможностей ребенка, не требуйте долгого
напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника.
По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с
психологом. Организуйте его рабочее место.
-
4. Не перегружайте ребенка.
-
5. Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка (ищите
нужные книги, информацию в Интернете). Но делайте это не
вместо него, а вместе с ним.
-
6. При выполнении домашних заданий сдерживайтесь, не повышайте
голос, спокойно повторяйте и объясняйте одно и тоже несколько раз
– без упреков и раздражения.
-
7. Не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание
самостоятельно, сначала разберите все, убедитесь, что ему все
понятно, что и как нужно делать. Важно понимание изучаемого
материала.
-
8. Чередуйте, виды деятельности (чтение и пересказывание с
решением задач, с придумыванием собственных примеров).
-
9. Не заставляйте ребенка делать все на «отлично». Ребенку полезно
получить то, что он заслужил.
-
10. Помните, что механическое письмо, особенно многократное
переписывание, сильно утомляют, а польза минимальна. Лучше
оставить время для коррекционных занятий, для любимого дела,
отдыха.
-
11. Не отрывайте от уроков ребенка вопросами и просьбами, не
подгоняйте, лучше помогите правильно и рационально
спланировать работу. Заранее планируйте время.
-
12. Если ребенок на какое-то время «отключился», вернитесь позже к
тому месту, где произошло отключение (снова повторите, выучите).
-
13. Работайте только на положительном подкреплении (подбодрите,
поддержите, подчеркните даже маленький успех).
-
14. Найдите контакт с учителем.
-
15. Не начинайте день с нотаций, ссоры, а, прощаясь перед школой,
воздержитесь от упреков и предупреждений.
-
16. Необходим размеренный режим дня. Общая продолжительность
непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут.
Обязательно делайте паузы.
-
17. Главная задача родителей – помочь ребенку. Принимайте и любите
его таким, какой он есть. Поддержите уверенность ребенка в своих
силах.
Начиная с первых школьных дней, особенно возрастает нагрузка на
зрение детей. Родители могут научить ребенка использовать данные
профилактические упражнения во время приготовления уроков.
Комплекс упражнений для профилактики нарушений зрения
-
1. Исходное положение - сидя. Откинувшись на спинку стула
сделать глубокий вдох, наклониться вперед к крышке парты –
выдох. Повторить 5-6 раз.
-
2. Исходное положение - сидя. Откинувшись на спинку стула,
прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
Повторить 4 раза.
-
3. Исходное положение - сидя. Руки на поясе. Повернуть голову
вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову
влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное
положение. Повторить 4 раза.
-
4. Исходное положение - сидя. Смотреть перед собой 2-3 сек.,
поставить палец правой руки по средней линии лица на
расстоянии 15-20 см. от глаз, перевести взор на конец пальца и
смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз.
-
5. Исходное положение - сидя. Рука вперед, посмотреть на кончики
пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками,
не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
Развивая своего ребенка, не требуйте от него больше, чем он способен
достигнуть в соответствующем возрасте. Если начать рано предъявлять к
ребенку высокие требования, то взрослых будет ожидать неудача и
разочарование. Древний закон гласит, что самый большой успех ребенок
переживает в радостной и спокойной обстановке.
Центр психологии и развития человека "Сфера"