АНО «Центр психологии и развития человека Сфера» - победитель Нац проекта «Образование»
Автономная некоммерческая организация Центр психологии и развития человека Сфера в Брянске
  • г.Брянск пр-т Ленина д63а
  • Пн-Вс с 09.00 до 21.00
  • +7(991)-305-36-19

Статья Осиповой В.В.

Кто же эти гиперактивные дети?

  • В последнее время воспитатели и педагоги, врачи и родители уделяют особое внимание детям очень активным, непоседливым, невнимательным. Такая повышенная активность часто сочетается с разнообразными нарушениями внимания, может быть причиной нарушений поведения, трудностей в обучении и проблем общения со сверстниками и взрослыми. Эти специфические нарушения поведения, характеризуются повышенной двигательной активностью (гиперактивность), нарушениями внимания (неспособностью концентрировать и поддерживать внимание), регулировать уровень активности и контролировать импульсивные действия и объединяются психиатрами в синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В результате у детей формируется поведение, не соответствующее их возрасту и уровню развития. По различным данным дети с СДВГ составляют от 2,2 до 28% детских популяций в разных странах. СДВГ характеризуется наличием следующих характерных симптомов:
  • Нарушения внимания:

    1. Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • 2. С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • 3. Не слушает обращенную речь.
  • 4. Не может придерживаться инструкций и довести начатое дело до конца.
  • 5. Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • 6. Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Выявления нарушения речи у детей 7. Часто теряет свои вещи.
  • 8. Легко отвлекается.
  • 9. Проявляет забывчивость.

Гиперактивность

  • 1. Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  • 2. Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • 3. Часто бегает или куда-то забирается, когда это не неуместно.
  • 4. Не может тихо, спокойно играть.
  • 5. Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.

Импульсивность

  • 6. Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  • 7. Не может дождаться своей очереди.
  • 8. Мешает другим людям, перебивает их.
  • 9. Болтлив, несдержан в речи.

Если у ребенка обнаружены данные симптомы, то необходима коррекционная работа, требующая междисциплинарного подхода (как медикаментозного лечения, так и психолого-педагогической коррекции). Своевременно проведенная психолого-педагогическая работа с гиперактивными дошкольниками 5-6 лет значительно снизит или полностью уберет данные симптомы, приводящие к проблемам обучения и воспитания. Хочется предложить ряд практических рекомендаций по воспитанию и обучению гиперактивных детей.

Рекомендации педагогам гиперактивного ребенка

  • 1. Необходимо строить работу индивидуально. Гиперактивный ребенок должен находиться перед глазами педагога.
  • 2. Говорить с ним надо подчеркнуто спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкции – ясные, однозначные.
  • 3. На столе ученика ничего не должно быть лишнего, отвлекать его внимание.
  • 4. Можно использовать систему жестов, мимику.
  • 5. Использовать зрительный контакт, работа «глаза в глаза».
  • 6. Если большое задание, то разделить его на части.
  • 7. Включать физкультминутки, давать «двигательные задания» (раздать тетради, полить цветы, собрать игрушки, вымыть доску, разложить пособия и т.д.).
  • 8. Дать возможность обращаться к вам за помощью.
  • 9. Ввести знаковую систему оценивания.
  • 10. Чаще хвалить ребенка.
  • 11. Расписание занятий должно быть постоянным.
  • 12. Избегать завышенных и заниженных требований.
  • 13. Давать задания соответствующие способностям ребенка.
  • 14. Создавать ситуации, где ребенок может проявить себя с лучшей стороны, показать свои сильные стороны.
  • 15. При объяснении используйте зрительные опоры, схемы, наглядность.
  • 16. Игнорируйте негативные поступки, поощряйте позитивные.
  • 17. Стройте обучение на положительных эмоциях.
  • 18. Умейте договориться с ребенком, а не сломить его.
  • 19. Способствуйте коррекции агрессии.
  • 20. Обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
  • 21. Регулируйте его взаимоотношения с другими детьми.

Рекомендации родителям:

  • 1. Любить и понимать своего ребенка.
  • 2. Соблюдать режим дня. Правильно питаться. Достаточное время тратить на сон, гулять ежедневно на свежем воздухе.
  • 3. Говорить спокойно, не раздражаясь. Речь четкая, ясная, однозначная.
  • 4. Заниматься с ребенком в начале дня.
  • 5. Разбивать задание на части.
  • 6. Использовать зрительные опоры, схемы.
  • 7. Делить работу на короткие, но частые периоды. Переключать, делать перерывы. Использовать физкультминутки.
  • 8. Составить индивидуальный дневник его работоспособности.
  • 9. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • 10. Подбадривать ребенка по ходу выполнения задания.
  • 11. Не перегружать ребенка дополнительными занятиями, кружками. Также вреден и эмоциональный перегруз, компьютер.
  • 12. Предоставьте ребенку возможность выбора.
  • 13. Рекомендуется заниматься общеукрепляющими видами спорта, плаванием, восточные гимнастики (у-шу).
  • 14. Будьте всегда спокойны. Непредвзято обсуждайте ситуации, возникшие в школе, семье.
  • 15. Снизьте гиперопеку и гиперконтроль.
  • 16. Умейте слушать своего ребенка.
  • 17. Адекватно воспринимайте и принимайте свое дитя.

В заключении хочется всем пожелать терпения, удачи и помните, что положительные изменения обязательно наступят, но не так быстро как хотелось бы. А улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения, атмосферы любви и добра в семье.

Осипова Виктория Валерьевна, кандидат психологических наук, руководитель Центра психологии и развития человека «Сфера» Брянск