Кто же эти гиперактивные дети?
-
В последнее время воспитатели и педагоги, врачи и родители уделяют
особое внимание детям очень активным, непоседливым, невнимательным.
Такая повышенная активность часто сочетается с разнообразными
нарушениями внимания, может быть причиной нарушений поведения,
трудностей в обучении и проблем общения со сверстниками и взрослыми.
Эти специфические нарушения поведения, характеризуются повышенной
двигательной активностью (гиперактивность), нарушениями внимания
(неспособностью концентрировать и поддерживать внимание), регулировать
уровень активности и контролировать импульсивные действия и
объединяются психиатрами в синдром дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ). В результате у детей формируется поведение, не
соответствующее их возрасту и уровню развития. По различным данным
дети с СДВГ составляют от 2,2 до 28% детских популяций в разных странах.
СДВГ характеризуется наличием следующих характерных симптомов:
-
Нарушения внимания:
1. Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
-
2. С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
-
3. Не слушает обращенную речь.
-
4. Не может придерживаться инструкций и довести начатое дело до конца.
-
5. Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
-
6. Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
-
Выявления нарушения речи у детей
7. Часто теряет свои вещи.
-
8. Легко отвлекается.
-
9. Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
-
1. Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
-
2. Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
-
3. Часто бегает или куда-то забирается, когда это не неуместно.
-
4. Не может тихо, спокойно играть.
-
5. Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность
-
6. Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
-
7. Не может дождаться своей очереди.
-
8. Мешает другим людям, перебивает их.
-
9. Болтлив, несдержан в речи.
Если у ребенка обнаружены данные симптомы, то необходима
коррекционная работа, требующая междисциплинарного подхода (как
медикаментозного лечения, так и психолого-педагогической коррекции).
Своевременно проведенная психолого-педагогическая работа с
гиперактивными дошкольниками 5-6 лет значительно снизит или
полностью уберет данные симптомы, приводящие к проблемам обучения
и воспитания. Хочется предложить ряд практических рекомендаций по
воспитанию и обучению гиперактивных детей.
Рекомендации педагогам гиперактивного ребенка
-
1. Необходимо строить работу индивидуально. Гиперактивный ребенок
должен находиться перед глазами педагога.
-
2. Говорить с ним надо подчеркнуто спокойно, без раздражения. Речь
должна быть четкой, неторопливой, инструкции – ясные, однозначные.
-
3. На столе ученика ничего не должно быть лишнего, отвлекать его внимание.
-
4. Можно использовать систему жестов, мимику.
-
5. Использовать зрительный контакт, работа «глаза в глаза».
-
6. Если большое задание, то разделить его на части.
-
7. Включать физкультминутки, давать «двигательные задания» (раздать
тетради, полить цветы, собрать игрушки, вымыть доску, разложить
пособия и т.д.).
-
8. Дать возможность обращаться к вам за помощью.
-
9. Ввести знаковую систему оценивания.
-
10. Чаще хвалить ребенка.
-
11. Расписание занятий должно быть постоянным.
-
12. Избегать завышенных и заниженных требований.
-
13. Давать задания соответствующие способностям ребенка.
-
14. Создавать ситуации, где ребенок может проявить себя с лучшей стороны, показать свои сильные стороны.
-
15. При объяснении используйте зрительные опоры, схемы, наглядность.
-
16. Игнорируйте негативные поступки, поощряйте позитивные.
-
17. Стройте обучение на положительных эмоциях.
-
18. Умейте договориться с ребенком, а не сломить его.
-
19. Способствуйте коррекции агрессии.
-
20. Обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
-
21. Регулируйте его взаимоотношения с другими детьми.
Рекомендации родителям:
-
1. Любить и понимать своего ребенка.
-
2. Соблюдать режим дня. Правильно питаться. Достаточное время тратить
на сон, гулять ежедневно на свежем воздухе.
-
3. Говорить спокойно, не раздражаясь. Речь четкая, ясная, однозначная.
-
4. Заниматься с ребенком в начале дня.
-
5. Разбивать задание на части.
-
6. Использовать зрительные опоры, схемы.
-
7. Делить работу на короткие, но частые периоды. Переключать, делать
перерывы. Использовать физкультминутки.
-
8. Составить индивидуальный дневник его работоспособности.
-
9. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения,
поглаживания).
-
10. Подбадривать ребенка по ходу выполнения задания.
-
11. Не перегружать ребенка дополнительными занятиями, кружками.
Также вреден и эмоциональный перегруз, компьютер.
-
12. Предоставьте ребенку возможность выбора.
-
13. Рекомендуется заниматься общеукрепляющими видами спорта,
плаванием, восточные гимнастики (у-шу).
-
14. Будьте всегда спокойны. Непредвзято обсуждайте ситуации, возникшие в школе, семье.
-
15. Снизьте гиперопеку и гиперконтроль.
-
16. Умейте слушать своего ребенка.
-
17. Адекватно воспринимайте и принимайте свое дитя.
В заключении хочется всем пожелать терпения, удачи и помните, что
положительные изменения обязательно наступят, но не так быстро как
хотелось бы. А улучшение состояния ребенка зависит не только от
специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного
отношения, атмосферы любви и добра в семье.
Осипова Виктория Валерьевна, кандидат психологических наук,
руководитель Центра психологии и развития человека «Сфера» Брянск