ТЕМА: Возможности применения международной Программы нейро-психо-педагогической коррекции развития детей с нарушениями центральной нервной системы «РУКА-МОЗГ».

Детский церебральный паралич на сегодняшний день – серьезная медицинская и социальная проблема. По статистическим данным, данная патология находится на первом месте среди причин детской инвалидности. Лечение таких детей длится годами и в нем должны принимать участие специалисты различных направлений – медицины, педагогики, психологии, нейрофизиологии, биомеханики. Причем эти люди должны быть хорошо подготовлены к работе со спецификой данной патологии.

Для реальной помощи детям гораздо эффективнее использовать материальные средства для подготовки квалифицированных специалистов, а не для оплаты единичных случаев лечения.

Родители, столкнувшись с данным заболеванием, начинают искать помощь по всему миру, что требует огромных материальных, физических, да и психических затрат. При этом большая часть денежных средств идет на оплату дорожных расходов, гостиниц и т.п., а не на собственно лечение.

Интернет переполнен предложениями «новых», «прогрессивных» методик исцеления от ДЦП, которые при детальном изучении часто оказываются лишь рекламными трюками. Родители тонут в потоке информации, пытаясь выделить рациональные, действенные способы лечения и коррекции.

Комплексная Программа нейро-психо-педагогической коррекции «РУКА-МОЗГ» создана под руководством профессора А.Ванчовой (Университет Я.Коменского, Братислава) на основе метода нейродинамического моделирования движений (НМД), разработанного А.Смоляниновым и В.Шаргородским. В основе метода - теория выдающегося нейрофизиолога Н.Бернштейна «Об уровнях построения движения»,1947; идея «глобальных локомоций» V.Vojta,1964; идеи К.Семеновой (в частности, «Динамическая проприоцептивная коррекция»,1999). Теории данных авторов о роли проприоцептивной импульсации, как одного из основных организующих факторов в развитии головного мозга оказали влияние на принципы, легшие в основу создания метода НМД. По словам К.Семеновой, метод является следующим шагом в русле развития «динамической проприоцептивной коррекции». В методе НМД практически-прикладное следование законам биомеханики и нейродинамики углубилось и приобрело более обоснованный характер, что позволило повысить эффективность применения приемов проприоцептивной коррекции. Принципиально новой и важнейшей идеей стало выполнение движений в условиях замкнутой кинематической цепи (ЗКЦ). Именно данные приемы позволяют воздействовать на причины, формирующие клинику ДЦП.

Посредством ЗКЦ создаются:

-рефлексзапрещающие позиции, вследствие чего постепенно погашается патологическое действие задержавшихся ранних рефлексов;

-предотвращается или ослабляется закрепление патологических синергий, а также связанных с ними контрактур и деформаций;

-происходит нормализация мышечного тонуса;

-в головной мозг от структур двигательной системы поступает мощный поток скорригированных афферентных импульсов, что позволяет восполнить дефицит проприоцептивной импульсации, связанный с ограничением двигательной активности у детей с ДЦП.

Главной задачей метода НМД является создание нейродинамических и биомеханических условий для формирования близких к физиологической норме моделей координированной работы мышц. Создание близких к норме алгоритмов движений приводит к мобилизации резервных способностей мозговых структур в силу их пластичности и способности к компенсации. Данный метод не подменяет другие, а позволяет сформировать необходимый фон для построения всех движений.

Приоритетной задачей в комплексной программе «РУКА-МОЗГ» является развитие верхних конечностей. Уровень развития ребенка зависит от успеха различных видов обучения (прежде всего это занятия с педагогами и психологами). Несомненно, результаты этих занятий зависят от функциональных возможностей рук ребенка. Очевидно также, что степень самостоятельности ребенка в быту зависит от степени свободы владения руками. Кроме того, свободное владение руками – первый этап на пути к вертикализации и в освоении ходьбы.

При детском церебральном параличе пусковым механизмом, не позволяющим выполнять действия руками, является сгибательно-приводящая синергия в мышцах плечевого пояса, где ведущим звеном служит большая грудная мышца. Она же является триггером для формирования тонических рефлексов, наиболее интенсивно воздействующих на мышцы тазового пояса. Вышеописанный механизм также препятствует нормальному дыханию и произнесению звуков.

Нейрокинезитерапия – прогрессивный метод, воздействующий непосредственно на данные патологические механизмы. Ее использование создает базу, фундамент для выполнения движений и позволяет максимально эффективно применять другие методы коррекционной работы, такие как логопедия, психотерапия, арттерапия, занятия с педагогами.

Важнейший элемент Программы «РУКА-МОЗГ» - организация и проведение Школ для родителей, где рассматриваются ключевые вопросы клиники заболевания, и происходит обучение правильному применению упражнений в домашних условиях. Это позволяет избежать лишних расходов, помогает обеспечить непрерывность лечебно-коррекционной работы, сконцентрировать усилия на действительно эффективных ее способах. Немаловажно и то, что приняв на себя ответственность за здоровье детей, родители обретают уверенность в своих силах и будущем семьи.


Симутина Елена Анатольевна к.п.н., кинезитерапевт АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера».