Тезисы научно-практической конференции, посвященная вопросам помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Аутизм: от постановки диагноза до первых побед».

Автономная некоммерческая организация "Центр психологии и развития человека Сфера" при поддержке правительства Брянской области, Департамента семьи, социальной и демографической политики провела 5 апреля 2016 г. по адресу г. Брянск, ул. Ямская 21/1  Научно-практическую конференцию, посвященную вопросам помощи детям с расстройствами аутистического спектра на тему: "Аутизм: от постановки диагноза до первых побед".

Конференция проводилась в честь международного дня распространения информированности об аутизме.

На конференции были освещены теоретические и практические аспекты проблем аутизма, представлены различные направления коррекционно-развивающей работы и опыт комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра.

Среди участников были ученые и преподаватели российских университетов; специалисты Центра психологии и развития человека "Сфера" (кандидаты и доктора наук) и его ведущие специалисты-практики.

Основные направления конференции:

  • Теоретические основы проблем аутизма.
  • Коррекцинно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра.
  • Опыт практической работы:
    - логопедическая коррекция и развитие речи;
    - психологическая коррекция.
  • Развитие эмоциональной сферы и коммуникации у детей с РАС
    - дефектологическая помощь;
    - физическое развитие, коррекция, реабилитация;
    - нейрокинезитерапия;
    - применение системы Монтессори-терапии в коррекции детей с РАС;
    - применение новых методов двигательной терапии;
    - арттерапия, музыкотерапия в коррекции и развитии детей с РАС.


Участники Конференции смогли ознакомиться с новинками литературы.

Материалы конференции изданы бесплатно в электронном варианте с участием специалистов Центра "Сфера". Ознакомиться с материалами можно по ссылке  Сборник материалов

 


ТЕМА: Правильно дышать – как это важно! (применение дыхательных упражнений в развитии, оздоровлении детей, а так же в коррекции, имеющихся нарушений).

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с ЗПР, дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания (А.В. Семенович, Л, С, Волкова, К. П. Бутейко и др.). В связи с этим, особое внимание в данной статье хотелось бы уделить процессу дыхания. 

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. В воздухоносных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а также восприятие запаха, температурных и механических раздражителей. При носовом дыхании под действием лизоцима, выделяемого слизистой оболочкой носа, погибает большинство бактерий. При дыхании ртом в легкие попадает намного меньше воздуха, что приводит к кислородному голоданию всех органов, и самое важное, головного мозга. Кроме того, происходят изменения в голосе, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. 

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу, пускать мыльные пузыри. Эти упражнения тоже выполняются поочередно (ртом и носом). Приучите ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как выглядит живот во время дыхания, сделайте его плоским и впалым. 

Позвольте дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Очень увлекательная игра – ребенок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. 

Еще одна полезная для развития легких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что скучно не будет.

Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют, поэтому не стоит выполнять их более 5 – 10 мин. 

Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Предлагаю несколько упражнений из игрового комплекса дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет), выполнять лучше до завтрака или после ужина в хорошо проветриваемом помещении:

1. ПУЗЫРЬКИ
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щечки – пузырьки» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

2. НАСОС
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длиннее. Повторить 3 – 4 раза.

3. ГОВОРИЛКА
Вы задаете вопросы, малыш отвечает. 
Как разговаривает паровозик? Би-би-би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых
Можно еще попеть гласные звуки: о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

4. МЫШКА И МИШКА
Вы читаете стихотворение, ребенок выполняет движение. У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох). У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш). Мышка ходит в гости к мишке (подходить на носочках). Он же к ней не подойдет. Повторить 3 – 4 раза. 

5. ЧАСИКИ
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.

Занимаясь с ребенком с самого раннего детства, вы поможете вашему малышу сохранить и укрепить здоровье. 


Сивакова Елена Васильевна - Специалист АФК, кинезитерапии, эрготерапии  АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера».