ТЕМА: Развитие мелкой моторики у детей.

В раннем дошкольном возрасте выполнение простых упражнений, где задействована кисть - является залогом полноценного развития ребенка. Вследствие недостаточного развития моторики руки, ребенок просто не готов к овладению письмом и имеет проблемы в речевом развитии. Любые действия – вырезание ножницами, рисование, конструирование, участие в домашних делах – краткий перечень тех упражнений, который легко организовать в любой семье. 

Дело в том, что эти движения рук развивают мозг ребенка, стимулируют его отделы.
Исследования ученых показали, что уровень речевого развития напрямую зависит от уровня сформированности тонких движений рук. Поэтому развитие гибкости и тонкости движений кисти и пальцев, их чувствительность, мощный стимул для развития у ребенка внимания, восприятия, речи, мышления. 

Занятия на развитие кисти должны проводиться систематически, тогда они дадут положительный результат.
Подготовительную работу следует начинать уже в 1,5-2 года. Лепите, собирайте мозаику, пазлы – это все очень нравится детям, а когда ребенок заинтересован, то и результат не заставит себя ждать.

Если Вы заметили, что у Вашего ребенка есть трудности с развитием кисти и пальцев воспользуйтесь приведенными ниже упражнениями:

Изготовление поделок из природного материала – желудей, шишек, каштанов, листьев.
Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок.
Развязывание и завязывание лент, шнурков, узелков.
Раскручивание и закручивание крышек на пузырьках, банках, бутылках.
Всасывание пипеткой воды.
Задания с тестом.
Игры с крупами – перекладывание, сортировка.
Шнуровки.
Нанизывание бусин или макаронных изделий на нитку.
Собирание матрешки, пирамидки, конструктора.
Сжимание и разжимание резиновых игрушек.
Вешание прищепок на веревку.
Игры с мелкими игрушками.
Занятия «оригами».
Рисование по точкам, мелом на асфальте, раскрашивание.
Перематывание ниток с одной катушки на другую.
Игры в песочнице.
Обводки по трафарету.
Игры с монетками, карточками.

Какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у ребенка осталось впечатление, что оно легкое, тогда он с удовольствием будет выполнять его в следующий раз.

Чудакова Мария Владимировна
Педагог дополнительного образования АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера» г. Брянск

 


ТЕМА: Младший школьный возраст - раннее выявление трудностей обучения.

    Известно, что многие дети младшего школьного возраста, а это  в среднем 35-50% сталкиваются с трудностями в учебной деятельности.

Как вовремя выявить нарушения, узнать их причину и  справиться с ними мы постараемся узнать в этой статье.

   Проблема готовности ребенка к началу школьного обучения рассматривалась многими детскими педагогами и психологами. Большинство авторов считает, что основная  сложность заключается в низком уровне функциональной готовности, т.е. в «школьной незрелости», в несоответствии степени созревания определенных мозговых структур и нервно-психических функций, у будущих первоклассников, задачам школьного обучения. Проявляется это в несформированности зрительно-моторных координаций и  мелкой моторики, незрелости логических форм мышления, в низком уровне развития  мотивационно-волевой сферы, особенно ее произвольной  функции, включающей проблемы с произвольным вниманием и запоминанием и, заканчивая сложностями в произвольной  регуляции собственного поведения, а также в слабом уровне социальной зрелости, т.е. отсутствие «внутренней позиции школьника» и наличие у него коммуникативных проблем (трудностей общения). Первоклассник, обладающий необходимыми и достаточными для обучения качествами, в процессе обучения будет развиваться и совершенствоваться без сложностей.

                   Трудности обучения младших школьников, связанные со сложностями в усвоении ими программного материала, связаны с недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики. Среди этих трудностей  наиболее часто у учащихся начальных классов встречаются следующие:

- недостаточность динамической основы движения, которая является причиной непонятного, корявого почерка, пропуска букв при письме, плохого чтения и произношения;

-  нарушения пространственного восприятия, которое ведет к проблемам в письме, чтении и математики (зеркальное письмо, замена букв по схожему написанию, ошибочное написание приставок и предлогов,  перестановка букв при чтении, ошибки  плоскостного изображения и восприятия фигур и др.);

- низкий уровень мыслительной деятельности (трудности в математических операциях и т.д.);

- затруднения в  запоминании или слабая долговременная память;

- недостатки внимания;

- нарушения речевого развития;

- неустойчивость произвольной регуляции деятельности (плохие контроль собственной деятельности, самоконтроль, целеполагание, не умение планировать и т.д.).

Исследования ученых убедительно доказывают, что процесс формирования письменной речи невозможен без взаимодействия различных высших психических функций  и, прежде всего, восприятия, речи, памяти, предметных действий, внимания. И, наконец, точное, безошибочное восприятие – основное условие правильного понимания читаемого текста. Навык чтения успешно формируется при взаимодействии зрительного, акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых и является психической основой процесса чтения.

   Очень часто в основе какой-либо учебной трудности могут лежать различные причины, а в основе разных по времени трудностей может лежать одна и та же причина. Чтобы избежать в дальнейшем у неуспешных школьников проявления  дезадаптации поведения, связанной со слабой успеваемостью,  необходима целенаправленная работа по устранению и предупреждению причин, порождающих эти трудности. Очень важно сразу же ребенка проконсультировать у психолога, который сможет выявить причины неуспеваемости и поможет с помощью комплекса коррекционно-развивающих упражнений устранить, имеющиеся нарушения. Родителям, опекунам, педагогам, всем заинтересованным лицам  необходимо соблюдать  следующие условия предупреждения и преодоления неуспеваемости младших школьников:

  • осуществлять целенаправленную подготовку детей к систематической учебной деятельности;
  • создавать в школе адаптивно-образовательную систему, функционирующую в личностно-ориентированном пространстве педагогического взаимодействия и характеризующуюся способностью к гибкой переориентации содержания, методов, средств и форм обучения в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять раннее выявление нарушений обучения, коррекцию и развитие познавательных функций (мышления, внимания, памяти, пространственных представлений) младших школьников;
  • обеспечить атмосферу эмоционального комфорта;
  • применять адаптивные психолого-педагогические технологии (развивающие, коррекционные, тренинговые).

Для  осуществления раннего выявления нарушений обучения, последующей целенаправленной коррекции и развития познавательных функций (мышления, внимания, памяти, пространственных представлений) младших школьников  необходимо проведение скрининговой  диагностики.

Учитывая тот факт, что современная диагностическая работа с детьми должна быть не только целесообразной и эффективной, но и ресурсосберегающей, то есть позволяющей за достаточно короткое время получить желаемый результат, мы предлагаем портативные, доступные в применении психологами, педагогами, родителями методики. В такой диагностический минимум вошли следующие методики:

  1. Модифицированная методика «Тулуз-Пьерона», направленная на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и  психомоторного темпа, вторично – оценивающая точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики и динамику работоспособности во времени;
  2. Методика оценки параметров слухоречевого запоминания, включающая определение и оценку скорости и объема слухоречевого запоминания, долговременной памяти;
  3.  Методика «Исключение предметов» и «Исключение понятий», при которых оценивается уровень сформированности обобщающих операций, возможности отвлечения, способность вычленять существенные, смысло-образующие признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения на образном уровне;
  4.  Методика «Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок», оценивающая целенаправленность мышления, возможность понимания ребенком скрытого смысла и подтекста;
  5. Методика исследования сформированности пространственных представлений.

 Данные методики позволяют судить и о степени сформированности такого компонента психической деятельности, как произвольная регуляция ребенком собственного поведения (возможность самостоятельного выполнения проб и тестов, самоконтроль, самокритичность).

Остановимся на методах определения уровня развития произвольного внимания, слухоречевой памяти, вербально-логического мышления, пространственных представлений младших школьников.

Исследование произвольного внимания

Многие проблемы, возникающие в начальный период обучения, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. В качестве основного стимульного материала для исследования работоспособности и параметров внимания младших школьников нами выбрана  модифицированная методика  «Тулуз-Пьерона». Методика описана Ясюковой  Л.А. «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» СПб, 1997). Она проста в применении и фактически является экспресс – методом (занимает не более 15 минут).

Исследование слухоречевой памяти

Методика для оценки параметров слухоречевого запоминания «Запоминание двух групп слов», включает определение и оценку скорости и объема слухоречевого запоминания и объема отсроченного воспроизведения. Впервые подобный метод оценки слухоречевого запоминания был использован в практике нейропсихологического обследования, хорошо описан в книге Н.Я. и М.М. Семаго «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» СПб.: Речь, 2005. Тест направлен на исследование скорости и объема слухового запоминания, возможности удержания порядка предъявляемого материала.

Исследование вербально-логического мышления

Методика «Исключение предметов» и «Исключение понятий» оценивает уровень сформированности обобщающих операций, возможности отвлечения, способность вычленять существенные, смыслообразующие признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения на образном уровне.Методика «Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок» оценивает доступность понимания их отвлеченного смысла, или склонность к отражению предметов с их фактическими наглядными связями, те есть конкретная трактовка метафор или пословиц. Исследуются особенности мышления – целенаправленность, критичность, возможность понимания ребенком скрытого смысла и подтекста. Метафоры, пословицы и поговорки предъявляем ребенку по степени усложнения понимания их переносного смысла, в соответствии с особенностями речемыслительной деятельности современных детей.

Н.Я. и М.М. Семаго «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» СПб.: Речь, 2005.

Исследование сформированности пространственных представлений

При помощи этой методики исследуется представления о пространстве собственного тела, представления о пространстве объектов (взаимоотношения объектов и тела, внешних объектов между собой), пространство речи и языка, пространство межличностных отношений.

Н.Я. и М.М. Семаго «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» СПб.: Речь, 2005.

Таким образом, с помощью скрининговой диагностики, Вы сможете выявить недостатки в развитии младших школьников,  это позволит определить слабые составляющие  психики детей. При своевременном определении причин возникающих трудностей, можно, избежать негативного формирования личности, с одной стороны, и преодолеть (развивая и корректируя) возникшие трудности в обучении – с другой.                                 

Это в поведении ребенка должно Вас насторожить:

  1. Депрессивный, эйфоричный фон настроения
  2. Отсутствие желания общаться со взрослыми и детьми. Постоянное уединение от других детей
  3. Равнодушное отношение к похвале, поощрению, одобрению
  4. Отсутствие реакции на замечание. Частые случаи самонаказания
  5. Пассивный уход от выполнения задания в случае неудачи, агрессивные реакции, разрушающие действия, расторможенность, проявляющаяся в быстрых манипуляциях с объектами

Если Вы наблюдаете подобные эмоциональные реакции у ребенка, тогда обязательно обратитесь к  психологу.

Понять причину, возникшей проблемы, помочь компенсировать недостаток развития, разобраться в каждом конкретном случае и предложить индивидуальную программу сопровождения Вам помогут специалисты нашего центра «Центр психологии и развития человека «Сфера» г. Брянск. Наши психологи своевременно определят возможные пробелы в развитии, выявят те области, на которые следует обратить особое внимание и качественно  устранят проблемы. Также помогут Вам определиться с выбором развивающих игр и обучающих пособий. Ждем Вас!

Кандидат психологических наук Осипова Виктория Валерьевна, руководитель Центра "Сфера".