ТЕМА: Прививка от застенчивости.

застенчивый ребенок

Обычно мы замечаем, что с ребенком не все в порядке, когда уже слишком поздно — когда он запуган целым миром. Некоторые родители, воспитатели и учителя вообще не уделяют эмоциональному здоровью ребенка никакого внимания, если он хорошо себя ведет и не создает своим поведением существенных проблем. 

Застенчивость присуща примерно 30% детей. В последние годы таких детей становится все больше. Как только они подрастают и выходят за пределы своего дома, проблема становится гораздо больше, а особенно она обостряется в подростковом возрасте. Если ребенок не может свободно выплескивать свои эмоции — нежность и любовь, а тем более злость и гнев, что свойственно застенчивым детям, то они будут направлены внутрь и со временем трансформируются в заниженную самооценку или даже мазохистские наклонности (Ф.Зимбардо, 2005). Застенчивый ребенок, не умеющий говорить «нет» и боящийся давать выход своим эмоциям, рано или поздно превратится в застенчивого взрослого, неспособного на адекватные решения.

Застенчивые дети 3-4-5 лет отличаются от своих более уверенных сверстников тем, что они менее дружелюбны, избегают общения с окружающими людьми, менее активны (предпочитают наблюдение активной деятельности) менее настойчивы (не умеют высказывать и отстаивать свое мнение), не умеют быть лидерами, часто пребывают в унылом, печальном настроении (редко улыбаются, тем более смеются), пассивны, беспроблемны в поведении. Часто краснеют, заикаются, не умеют смотреть в глаза, не обращаются за помощью к чужим (воспитателям, учителям и др.), не просят ничего у сверстников. Такие дошкольники, посещающие детский сад, могут большую часть времени бесцельно слоняться возле воспитательницы, которая будет обеспечивать им «психологический комфорт», защищать и не давать в обиду другим детям. В то же время, в домашней обстановке они могут быть другими. В любом случае, родители и воспитатели должны обсуждать друг с другом тормозящие развитие проявления ребенка, так как дети ведут себя застенчиво либо только дома, либо только в детском саду.

Если ваш ребенок застенчив, вам, конечно же, хотелось бы, чтобы воспитатель, педагог, учитель умел вывести его из замкнутого состояния. Чтобы успешно работать с застенчивым ребенком, воспитатель должен:

  • ​ знать, в каком настроении пришел ребенок в детский сад, для каждого ребенка найти нужные слова;
  • ​ разговаривая с ребенком, все время смотреть ему в глаза, учить его не бояться визуального контакта с собеседником;
  • ​ во время беседы с ребенком физически быть на его уровне, присесть на корточки или на маленький стульчик;
  • ​ в разговоре чаще улыбаться;
  • ​ никогда не заставлять ребенка участвовать в игре или в другом занятии силой;
  • ​ никогда не критиковать ребенка перед другими, чувствовать, следует или нет привлекать к нему внимание других детей;
  • ​ чувствовать, когда необходимо уделить ребенку особое внимание, когда его нужно поддержать, а когда подтолкнуть к игре со сверстниками.

    Преодолевая застенчивость ребенка:
  • ​ не заставляйте его одеваться отлично от сверстников;
  • ​ не поощряйте застенчивость своего ребенка;
  • ​ в детском саду не заставляйте ребенка делать что-то, что он не умеет;
  • ​ поощряйте участие ребенка в играх и занятиях в группе детского сада;
  • ​ прилагайте усилия к тому, чтобы постепенно выводить ребенка из замкнутого состояния;
  • ​ без опозданий приводите ребенка в детский сад;
  • ​ интересуйтесь взаимоотношениями своего ребенка со сверстниками в группе детского сада;
  • ​ создавайте вокруг атмосферу уважения к личности каждого человека, она поможет Вашему ребенку полюбить себя и окружающих людей. 

    Ведущий специалист «Центра психологии и развития человека «Сфера» ,  педагог-психолог Вискунова Тамара Петровна.

 ТЕМА: К теории вопроса о раннем детском аутизме.

Ранний детский аутизм одно  из самых сложных и загадочных нарушений психического развития. Аутисты кто они, оторванные от существующей реальности гении, или дети с нарушениями психического развития, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения? «Если человек страдает аутизмом, это не означает, что он перестает быть человеком. Но при аутизме он становится чужим для остальных людей. Что нормально для других – для меня не нормально, а что нормально для меня – не нормально для других…Давайте вместе возводить между нами мосты.»[3, С.13]

Сейчас это заболевание достаточно распространено и для специалистов-практиков не является чем-то диковинным. В настоящее время имеется достаточное количество литературы, в которой описывается и изучается данный синдром.

Это нейробиологическое заболевание, т.е. имеются комплексные мозговые нарушения, при которых затронуты не только отдельные компоненты мозга, но и связи между ними.

По определению детский аутизм — расстройство, нарушение развития головного мозга, характеризующееся трудностями при установлении эмоционального контакта с внешним миром, ограниченными интересами, повторяющимися действиями, аномальным развитием всех областей психики. Проявление вышеперечисленных признаков происходит в возрасте до 3 лет. У таких детей наблюдаются:  

  1. Трудности в общении и взаимном социальном взаимодействии.
  2. Ограниченные интересы.
  3. Повторяющееся поведение.

По причинам, влекущим к появлению данного заболевания нет единого мнения. Самое распространенное связано с генами, оказывающими влияние на созревание синоптических связей в головном мозгу, либо редко возникающими мутациями, другие предполагаемые причины спорны. Выделяют негативные факторы воздействия в дородовой, перинатальный и послеродовой периоды.  Например, к послеродовым факторам относятся:

  1. Вакцинация детей (25% родителей детей-аутистов винят вакцинацию).
  2. Тяжелые металлы.
  3. Загрязнение воздуха.
  4. Иммунные проблемы и т.д.

Родители могут заметить у своих детей симптомы аутизма уже в первые месяцы жизни. Такой ребенок будет слабо реагировать на свет, на звук погремушки, у него безразличный взгляд «мимо», издает одни и те же звуки, внезапно может панически испугаться любого предмета, не откликается на свое имя, часами раскачивается в коляске или в кроватке, однообразно размахивая руками. Взрослея, аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему, избегают прямого взгляда, стремятся уйти от контактов с окружающими людьми, ну а если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части его лица или детали одежды. Они предпочитают индивидуальную игру в уединении, могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки, им доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, цветочки, палочки, баночки. Довольно часто у них наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающие при малейшей неудаче, «пустяке».  В то же время такие дети привязываются к тем, кто непосредственно о них заботится. Им сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Согласно исследованиям чувство одиночества у них связано, скорее, с низким качеством имеющихся отношений, нежели с небольшим числом друзей. Как правило, у них отсутствует местоимение «Я», понятие «Я» чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. 

В настоящие время не известны методы, полностью излечивающие аутизм, но в современной литературе освещены педагогические и  методические вопросы, приемы и методы коррекционной  работы [1,2,3,4]. Не многим детям удастся перейти к самостоятельной жизни по достижению совершеннолетия. Поэтому, чем раньше начнется специальная терапия, включающая медикаментозное воздействие и психолого-педагогическую коррекцию, тем лучше они будут социально адаптированы. Эти дети изначально требуют особого к себе отношения. Здесь важна ранняя диагностика и вовремя начавшаяся многолетняя кропотливая коррекция, психолого-педагогическое сопровождение. Наш опыт работы с детьми с заболеваниями аутистического спектра доказал важность своевременно начатой комплексной коррекции, проводимой следующими специалистами: психологом, эрготерапевтом, коррекционным педагогом, дефектологом, музыкотерапевтом, арттерапевтом, логопедом, тренером по коммуникативным навыкам, специалистом АФК и др. Родителям необходимо периодически  посещать  круглые  столы, тренинги, обучающие семинары по особенностям развития, воспитания, обучения детей, обмениваться  опытом друг с другом. Ниже предлагаем ряд рекомендаций, разработанных специально  для родителей.

Шпаргалка для взрослых (правила работы с аутичными детьми)

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Учитывать его реальный «эмоциональный», а не биологический возраст.
  7. Участвовать в коррекционной  работе с ребенком двум  взрослым (пр.: маме и папе). Один родитель – обеспечивает внешний контакт с малышом, а другой – помощник ребенка в плане реагирования, т.е. действует его руками, ногами, издает за него звуки, помогая ребенку высказываться и действовать.
  8.  Важно, чтобы с ребенком занимались все члены семьи.
  9. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  10.  Обеспечивать ребенку эмоционально окрашенный режим воспитания: режим положительного эмоционального комментирования (проговаривание всех происходящих действий, объяснение их смысла, установление связей между ними) и режим временной и пространственной организации жизни ребенка (Визуализация времени и пространства – оформление режима дня, расписание и т.д.).
  11. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  12. Определить и использовать сенсорные предпочтения Вашего ребенка (получая информацию в соответствии со своими сенсорными предпочтениями, ребенок дольше будет удерживать внимание, больше усваивать).
  13. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.).
  14. Для повышения тонуса использовать игры со светом, водой, мыльными пузырями, мячом и др.
  15. Избегать переутомления ребенка.
  16. Тщательно подбирать игрушки, исключая те, которые могут его эмоционально травмировать.
  17. Мать  должна излучать спокойствие, уверенность – это позволит привить ребенку ощущение безопасности окружающего мира, радости от контактов с ним.
  18. Необходимо постоянно подбадривать ребенка, подчеркивать его умения, силу, храбрость. Не фиксироваться на неудачах малыша, а верить  в него и подчеркивать любые его успехи.                                                                                  

Очень важно таким детям соблюдать особую диету и правильное питание.

Питание

Все больше исследований о том, что аутизм связан с нарушением обмена веществ. Исследования показывают, что у детей-аутистов в пищеварительном тракте не до конца разлагаются два белка казеин и глютен. У  обычных людей эти белки разлагаются на составляющие и усваиваются, а у аутистов всасываются в кровь в виде эндорфинов – веществ, аналогичных наркотикам. Поэтому дети-аутисты странно себя ведут и плохо реагируют на окружающее т.к., по сути, находятся под постоянным действием наркотиков. Но чтобы добиться результатов, необходимо строго придерживаться такой диеты.

Пища, содержащая глютен:

- пшеница, ячмень, ячневая крупа, перловая крупа, рожь, овес …;
- хлебобулочные изделия (сладкую выпечку, торты и пироги печь самим);
- шоколадки;
- злаки к завтраку и мюсли;
- пицца, пироги и все на основе сыра и масла;
- все, что продается в магазине без этикетки о составе;
- продукты, в состав которых входит солод (ячмень) и амидон. Пшеничный сироп, мальтодекстрин, декстроза и аромат мальта…

Пища, содержащая казеин:

- молоко животных;
- маргарин, если он содержит молоко или его компоненты; – творог, сыр, молочные десерты, йогурты, мороженое ;
-  любые продукты, содержащие молоко (пирожные и пироги, булочки, шоколадные батончики, конфеты, шоколад, даже черный, и т.д).

Заменяйте молоко рисовым, кокосовым, каштановым или миндальным)
- масло, взбитое самостоятельно и БИО, может усваиваться.

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ:

Содовые, фосфаты, колоранты и консерваторы.
Нужно избегать белый сахар, сахарозаменители.
Для подслащивания использовать: сироп агавы, клена, мед, стевию, тростниковый сахар или неочищенный сахар. В зависимости от индивидуальной чувствительности: кукуруза, рис, яйца, цитрусовые, помидоры, яблоки, какао, грибы, арахис, шпинат, бананы, горох, фасоль, бобы и т.д.

ЧТО МОЖНО:

- Злаки : гречка, пшено, рис, амарант (щирица), тапиока, маниока, кассава.
Употреблять ли кукурузу – посоветуйтесь с врачом индивидуально.
В зависимости от индивидуальной чувствительности: орехи (грецкие, лесные, миндаль, кешью, фисташки, и т.д.), авокадо, оливки, и т.д.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОДУКТЫ:

- Побольше овощей: цветная капуста, брокколи, стручковая фасоль, кабачки, баклажаны, морковь, лук-порей и репчатый, огурцы, свекла, грибы, тыква, салат.

- Мясо: любое (если нет аллергии – проверьте, может быть, аллергия на говядину, т.к. ее протеины «напоминают» молочные). Осторожно с колбасными изделиями, которые могут содержать композанты молока; проверяйте этикетки ветчины, колбас, сосисок и т.д.

- Рыба: предпочитайте маленькую (предпочтительно жирную: сардины, скумбрию, кильку, селедку,  избегайте  перенасыщенную ртутью большую рыбу (тунец и др.).

- Десерт: во-первых, фрукты; бананы, виноград (хорошо для дезинтоксикации), груши, сливы, ананас, абрикос, и т.д. свежие или в компотах. Домашняя выпечка из муки каштанов, риса, гороха, гречки, крахмала, масла (оливки, грецкий орех, подсолнечное, виноградных косточек, если найдете – пальмовый маргарин или растительный маргарин), мало сахара, но можно мед, стевию, изюм и т.д.

- Вода: как можно больше для вывода шлаков, попеременно мягкую (Volvic и др.) и минерализованную (см. этикетки по минерализации), сок: ананас, абрикос, изюм, морковь, апельсиновый и соки красных ягод можно включать, если нет на них аллергических реакций.

- Добавки в салат: растительное масло (оливки, тыквенные семечки, подсолнух, грецкий орех, виноградные косточки) и травы (кинза и молотый кориандр для детоксикации, лук и чеснок, укроп, петрушка, базилик и т.д.).

- Завтрак: сухофрукты (изюм, чернослив и др.), орехи, злаки без глютена, яйца, ветчина (варите сами свинину на медленном огне несколько часов), домашняя выпечка, мед, варенье и фруктовое пюре без сахара (можно с фруктозой), рисовое, кокосовое и миндальное молоко, хлеб без глютена и галеты, блины, оладьи и домашние вафли.

- Полдник: Фрукты, фруктовые пюре и компоты, домашняя выпечка.

Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты  развития и воспитания детей с ранним детским аутизмом. Этим детям свойственна неповторимость черт характера, личности, своеобразие клинических проявлений, поэтому нет единых «классических» методических приемов и шаблонов работы, а есть только индивидуальная программа коррекции, творческий поиск специалиста и активная заинтересованность родителей.

Кандидат психологических наук, психолог АНО ««Центр психологии и развития человека «Сфера» Осипова Виктория Валерьевна.