ТЕМА: Сенсорная интеграция и ребенок.

 Часто в своей практической работе педагоги и психологи сталкиваются с детьми, чье поведение носит необычный характер: при сохранных двигательных возможностях и отсутствии нарушений со стороны органов чувств такой ребенок не может дать адекватный поведенческий ответ на определенные сенсорные раздражители. Например, он закрывает уши, когда раздаются громкие звуки; пугается, если его ноги отрываются от земли; неуверенно, либо агрессивно чувствует себя на горке, лестнице или там где играет много детей. Родители не могут понять, почему ребенок такой неловкий, расторможенный, пугливый, или наоборот очень бесстрашный, почему он привередлив к еде и одежде (не желает носить вещи из определенных материалов), почему для него проблематично постричь ногти и волосы. Создается впечатление, что у этих детей моторная и сенсорная сферы разобщены, то есть речь идет о сенсорно-интегративной дисфункции. У ребенка с такой разобщенностью вторично появляется масса иных проблем — начиная от школьной неуспеваемости и заканчивая аутистическими проявлениями.

Сенсорная интеграция — это способность адекватно воспринимать, обрабатывать и реагировать на поступающие извне ощущения. Все это является важной основой для успешной адаптации и развития человека. Благодаря сенсорной интеграции человек способен эффективно взаимодействовать с окружающей средой и испытывать удовольствие от такого взаимодействия.

Основателем теории сенсорной интеграции является психолог и одна из самых известных в мире эрготерапевтов доктор Э. Джин Айрес. Бóльшую часть жизни она посвятила научной и практической работе, связанной с терапией сенсорных нарушений у детей. Особую известность ей принесла теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга. Эта теория помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка. Дети с нарушениями интеграции нуждаются в целенаправленном развитии обработки и интеграции сенсорных сигналов, терапия должна быть специфичной для каждого вида нарушений.

Ниже приведены признаки нарушений у ребенка и некоторые советы по их устранению.

Признаки вестибулярно-билатеральных нарушений:

  • в целом ребенок развивается типично, но встречается с трудностями, учась читать и считать;
  • постоянно хочет играть в подвижные игры и не устает дольше других детей;
  • не может удержать взгляд на движущемся предмете или, переписывая текст, «теряется» в строчках;
  • не особенно ловок;
  • чаще сверстников падает;
  • не может сидеть прямо или скрючивается, сидя за столом;
  • плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела, например, разрезанием бумаги ножницами;
  • путает право и лево, верх и низ;
  • переворачивает буквы зеркально;
  • демонстрирует резкие и неритмичные движения.

Вот некоторые способы помочь развитию ребенка и работе его вестибулярной системы:

  • двигательный опыт крайне важен для развития ребенка. Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения;
  • подталкивайте ребенка не к пассивным, а к активным движениям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно;
  • занятия, требующие скорости и быстрых движений, особенно с изменением их направления, активизируют, стимулируют и воодушевляют ребенка;
  • занятия с медленными ритмическими движениями — раскачиваниями, колебаниями — успокаивают;
  • наблюдайте за реакциями вашего ребенка на различные виды двигательной активности, стараясь подметить, что побуждает его к действию, а что успокаивает;
  • никогда не кружите ребенка слишком сильно или слишком долго;
  • попытайтесь стимулировать ребенка к различным занятиям (чтению, игре, раскрашиванию) в положении лежа на животе, опираясь на локти;
  • подбадривайте ребенка, когда ему хочется заняться чем-либо, что требует поддержания равновесия, например катанием на коньках, ездой на велосипеде, борьбой и т.д.;
  • включите в ваше расписание билатеральные игры (т.е. игры с участием обеих сторон тела), например прыжки со скакалкой, плавание, греблю, игру на музыкальном инструменте и т.д.;
  • попробуйте занятия, стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук: стрельбу по мишени, игру с мячом, кидание предметов, настольный теннис и т.д.

Признаки, которые могут свидетельствовать о наличии гравитационной неуверенности:

  • ребенок становится тревожным, будучи оторван от земли, или упорно старается сохранять вертикальное положение;
  • очень боится упасть, боится высоты;
  • боится ездить на эскалаторе или лифте;
  • не любит кувыркаться через голову;
  • не любит движущихся игрушек;
  • избегает прыгать с высоты;
  • медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватаясь за перила;
  • пугается подъема по наклонной поверхности;
  • во время езды боится резких поворотов и извилистых дорог;
  • тревожится, если его внезапно потянуть за плечи, когда он сидит;
  • избегает игр, предполагающих непредсказуемые перемещения окружающих (пятнашки, футбол);
  • выглядит тревожным, незащищенным, попадая на открытое пространство.

Самое важное, что вы сможете сделать при наличии подобных признаков, — это осознать реальность проблемы и уважать реакции вашего ребенка на разные ситуации. Считать, что перед нами расстройство поведенческой или эмоциональной сферы, — значит только усугублять положение. Скорректировать гравитационную неуверенность помогут следующие рекомендации:

  • Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх. Например, если ребенок боится качаться на качелях, сначала попробуйте качели, где он может касаться ногами земли, или посадите его на колени и качайтесь вместе.
  • Иногда почувствовать себя в большей безопасности помогает дополнительная проприоцептивная стимуляция или ощущение давления на мышцы, суставы и туловище. Например, если ребенок боится ходить по лестнице, попробуйте придерживать его за бедра, мягко надавливая. Иногда это действует лучше, чем если просто держать его за руку.
  • Мягкое возвратно-поступательное движение обычно переносится легче, чем вращение. Помогайте ребенку двигаться с той скоростью и в том направлении, которые для него наиболее комфортны.
  • Таких детей особенно тревожит наклон назад. Не пытайтесь заставлять ребенка выполнить его, пока он не готов смириться с этими ощущениями.
  • Вовлечение в игру и развитие воображения могут отвлечь ребенка от неприятных физических составляющих ситуации и придать ему смелости.
  • Попытайтесь сделать так, чтобы, выполняя действия, не вызывающие страха, ребенок прикрывал глаза: это помогает «настроиться» на ощущение положения своего тела в пространстве.
  • Иногда, для усиления чувства безопасности при движении или лазании, полезна дополнительная нагрузка весом (например, утяжелители на кисти или лодыжки или небольшой рюкзак, наполненный рисом или фасолью).
  • Не торопите ребенка, когда он пробует выполнять пугающие его действия.
  • Собираясь посетить какое-либо событие или мероприятие, например пикник в незнакомом парке, сходите на место его проведения заранее, чтобы дать ребенку не спеша осмотреться и привыкнуть к обстановке и предметам, — так он лучше справится со страхом.

Признаки, которые могут указывать на наличие тактильной гиперчувствительности:

  • ребенок избегает чужих прикосновений;
  • не любит мыть лицо и голову;
  • терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти;
  • не любит, когда его касаются;
  • негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды (эластичные манжеты, швы, длину рукава и т.д.);
  • сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему;
  • испытывает необычную потребность в прикосновении, или, наоборот, избегании к прикосновениям к определенным поверхностям или предметам;
  • не любит погружать пальцы в песок, краски, касаться клея или тому подобных материалов;
  • не любит ходить босиком, особенно по песку или траве;
  • особенно придирчив к текстуре или температуре пищи.

Вот некоторые советы по коррекции тактильной гиперчувствительности:

  • Легкое, щекочущее прикосновение обычно раздражает сильнее, чем постоянное сильное давление. Касайтесь ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев, — так вы можете ослабить раздражение.
  • Когда детей в школе строят в шеренгу, вашему ребенку, возможно, будет комфортнее в самом конце или в самом начале ряда. При групповых играх, где надо вставать в круг, ему легче располагаться позади ребят, а не между ними. Объясните учителям, что легкие прикосновения проходящих мимо людей могут раздражать ребенка и вызывать у него агрессию и эмоциональные всплески.
  • Длительное ощутимое давление обычно «перекрывает» раздражающие тактильные ощущения. Вот почему мы спонтанно трем ушибленное место. Крепкий массаж, прием «сэндвич» (когда ребенка осторожно кладут между подушек) — это примеры действий, усмиряющих чрезмерную чувствительность к прикосновениям.
  • Обращайте внимание на виды тканей, одежды, игрушек и на повседневные ситуации (например, проход сквозь толпу в большом магазине), которые могут спровоцировать у вашего ребенка отрицательные реакции. Пока проблема стоит остро, старайтесь избегать подобных раздражающих факторов (например, позволяйте ребенку носить одежду из ткани, которая ему нравится, не ходите в многолюдные места).
  • Попытайтесь постепенно вводить в жизнь ребенка различные тактильные ощущения — во время игр, мытья, еды и т.д. Ребенку будет легче усвоить новый опыт, если он сам станет инициатором игры, а не вынужденно окажется перед лицом потенциально опасных или незнакомых обстоятельств, подчиняясь давлению взрослого. Показывайте все на себе и превращайте свои действия в игру. Стимулируйте воображение ребенка. Не форсируйте события: не принуждайте его к участию.
  • Поддерживайте у ребенка желание приобретать новый тактильный опыт. Тактильные ощущения, которые ребенок получает, активно участвуя в каких-либо действиях, приносят больше пользы, чем полученные в пассивном состоянии.
  • «Тяжелая работа», когда ребенок помогает нести сумки с покупками или белье из прачечной, надевает в меру тяжелый рюкзак, играет в игры, где надо толкать или тянуть что-либо или прыгать, обеспечивает нервную систему определенными ощущениями, которые, как правило, успокаивают или организуют тактильную гиперчувствительную систему. Пусть ребенок помогает вам выполнять достаточно тяжелую работу по хозяйству, играет в игры, требующие физических усилий, — все это успокаивает и организует его мозг.
  • На первый взгляд может показаться, что ребенок пытается манипулировать вами и намеренно портит окружающим жизнь. Доверяйте ему, когда он жалуется на неудобства. Скорее всего, он действительно страдает. Также полезно объяснять родственникам и учителям, что ребенок отрицательно реагирует не на их внимание, а на ощущение чужого прикосновения.

Кто может помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции на профессиональном уровне?

В западных странах есть отдельная специальность — эрготерапевт (их готовят на специальных факультетах в университетах начиная с первого курса).

Есть несколько известных известных книг по этой дисциплине: Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»; Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге»; Кэрол Сток Крановиц «Разбалансированный ребенок». Авторы этих монографий являются известными эрготерапевтами, в России же эта специальность до сих пор не получила официального статуса.

Эрготерапевты, работающие в АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера» имеют базовое психологическое образования и (или) квалификацию специалиста по адаптивной физической культуре (АФК), далее проходят стажировки, обучение в Германии, Санкт-Петербурге и, конечно же, имеют опыт многолетней практической работы с детьми, имеющими нарушения сенсорной интеграции.

Ребенок с нарушениями интеграции нуждается в целенаправленном развитии обработки и интеграции сенсорных сигналов, терапия должна быть специфичной для каждого вида нарушений. Программа по коррекции нарушений сенсорной интеграции, составленная на основе многолетнего опыта работы «Центра психологии и развития человека «Сфера», является одной из базовых программ коррекции и развития детей.


Кандидат психологических наук, психолог АНО ««Центр психологии и развития человека «Сфера» Осипова Виктория Валерьевна