ТЕМА: НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЕНОК.

гиперактивный ребенок

«Я не знаю, что с ним делать!…» - такое часто приходится слышать от родителей гиперактивных детей. Непоседы, активные, не умеющие спокойно играть, всегда возбужденные,  требующие повышенного внимания, «стальных нервов» и   особого подхода в воспитании.  Родителям гиперактивного ребенка  приходится очень сложно. Таких детей нельзя ругать, ведь это не их вина, что им  свойственно такое состояние. Общение с ними всегда должно быть мягкое и спокойное, не нужно проявлять излишние эмоции, которые могут ещё больше «завести» ребёнка. Чаще таких детей нужно хвалить, особенно если они выполнили задание до конца, так как быстро теряют интерес к начатому делу. Нужно быть терпеливым и не ждать, что ребёнок сразу начнёт слушать и выполнять то, что от него требуется, это длительный процесс.

Родители обязаны знать, чем интересуются их дети, знать героев мультфильмов, фильмов, это поможет найти общий язык с ребёнком.

Не рекомендуется заставлять выполнять какие-то сложные для ребёнка задания если он не хочет этого, нужно создать такую благоприятную атмосферу, что бы он сам захотел сделать то, что от него требуют, например, вместе поиграть в те игры, которые нравятся ему, а потом хитростью подсунуть то, что нужно вам.

Для таких детей важен режим дня, в определённое время принимать пищу, гулять, спать. На прогуле стоит уделять внимание активным играм, причём родители должны играть вместе с ребёнком. Игры подбирать учитывая его интересы и иногда правила. Важно учить ребёнка проигрывать, но и давать возможность выигрывать, что бы он выплеснул эмоции радости от выигрыша. Для таких детей интересен процесс соревнования, особенно если им дают выиграть.  Если ребёнок всё разбрасывает, дайте ему волю, хочет бросать камни, пусть бросает, хочет ударить что-то пусть бьёт по земле, но соответственно на улице, где нет людей.

Для привлечения внимания ребёнка можно стать «актёром» используя мимику, голосовые эффекты, или телодвижения.

Большое внимание нужно уделять питанию: меньше жареного, солёного, копчёного, больше тушёного и варенного, фруктов и овощей. 

Перед сном можно использовать расслабляющий массаж.

Для коррекции гиперактивности необходима двигательная коррекция и физическое развитие – это можно осуществлять на занятиях по АФК и эрготерапии.  Важно применять физические упражнения с проговариванием своих действий, со счётом, причём выполнять их нужно  вместе с ребёнком. Использовать тяжёлые гимнастические мячи, что бы ребёнок чувствовал мышечное напряжение. Мы предлагаем для использования следующие упражнения и игры:
Подвижные игры (3-4мин): «Быстро возьми!», «Салют», «Мяч через сетку», «Снежная королева», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Дикие лошадки» Эстафеты: «Кенгуру», «Строитель», «Цапля», «Прыжки с палкой»; «По местам!» (по 2-Зраза);  коммуникативные игры: «Сороконожка», «Сиамские близнецы».

Комплексы упражнений, развивающие силу: с отягощением собственного веса; упражнения с преодолением внешнего сопротивления: с резиновыми мячами малого диаметра (1 мин).  «Оловянный солдатик»-«Лодочка»-«Карусель»; «Насос»-«Маленький мостик»-«Паровозик»; «Ракета»-«Крокодил»-«Экскаватор» (повтор 1 комплекса 3-4 раза): с преодолением внешнего сопротивления: с гантелями 0.5кг. в исходном положении (и.п.) лежа на спине (1,5мин)- упр. на расслабление (30 с)-упр. с гантелями (1,5 мин)-дыхательное упр. (30 с) внешнего сопротивления: с резиновым бинтом (3-4мин), бег по гимнастическим матам (1-1,5мин), игры с набивными мячами (2-3 мин).

Комплексы активных упражнений, развивающих гибкость: повороты туловища (вправо, влево)-наклоны (вперед, назад в сторону)-группировка и прогибание туловища- приседания из и.п. ноги врозь -махи ногами (вперед, назад, в сторону. То же с обручем, мячом, скакалкой, (повтор 2-3 раза) Комплексы активных упражнений на разные группы мышц: «Бабочка»-«Кобра»-«Качалка» -упр. на расслабление (4-5раз), комплексы из «Алфавита телодвижений» (1 комплекс-6 упражнений, повтор 4-5 раз). Пассивные упражнения: элементы стретчинга, упражнения  на расслабление и  на релаксацию.

Рекомендуем применять танцевально-ритмические комплексы и упражнения на развитие выносливости: «Русский», «Ламбада», «Цыганочка» (в содержание включены дыхательные динамические упражнения через каждые 2мин активных движений). Речитативно-игровая композиция «Волк на охоте» (2 раза: между повторами дыхательное динамическое упражнение) Нельзя забывать об игровых дыхательных упражнениях.

Развитию координационных способностей будут способствовать  подвижные игры с теннисной ракеткой и воздушным шаром: на 1 занятие 2 игры по 2мин; прыжки на батуте с поворотами (1 поворот на 90 на 4 прыжка - прыжки без поворотов 10с), с различными движениями рук (2-Змин) эстафеты (2-3 раза), элементы спортивных игр (4-5мин). Синтетические координационные упражнения, комплексы упражнений на эластичных мячах; «Алфавит телодвижений» (6-7мин), упр. на «Диске здоровья».


Но самое важное задание родителей гиперактивного ребёнка – это облегчить ему жизнь, «сняв» с него переизбыток эмоций, не допустить развитие у него каких-либо комплексов и помочь адаптироваться в обществе. Любите своих детей!
                   

Специалист по АФК, эрготерапевт  АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера» Рылин Павел Андреевич.