ТЕМА: СОХРАНИМ ЗДОРОВЬЕ С РОЖДЕНИЯ!

Здоровые дети – это наше здоровое будущее! Поэтому вопрос: «Как вырастить здорового во всех отношениях, умного, способного малыша?»  наиболее часто задают родители, педагоги, врачи.

Забота о здоровье ребенка должна начинаться задолго до появления малыша. Будущая мать должна соблюдать определенные правила: не подвергать себя стрессам, употреблять здоровую пищу, не контактировать с химикатами, чаще расслабляться под  классическую музыку, много гулять на свежем воздухе, не пренебрегать расслабляющим массажем и ждать с любовью и благодарностью появление своего замечательного малыша. 

    С первых месяцев жизни младенец  открывает для себя мир и главная задача – в форме игры привить ребенку нужные навыки в нужное время. Здесь важно помнить, что пассивность и родительская бездейственность («вырастет, как вырастит»), также вредны, как и чрезмерно высокие требования (ожиданий больше, чем ребенок способен достигнуть в соответствующем возрасте). Поэтому, зная основные этапы сенсомоторного развития детей, можно определить степень общего его развития, а также  выявить скрытые на данный момент проблемы.

Раннее выявление задержек и нарушений будет способствовать своевременно начатой коррекционной работе, составлению индивидуальной программы помощи, а в дальнейшем -  благоприятному прогнозу.

Мы подробно остановимся на этапах сенсомтороного развития детей от рождения до года. Этот возраст характеризуется как наиболее благоприятный для развития ощущений, сенсорного восприятия малыша, активным видом деятельности которого является – общение со взрослым. Ребенок учится ощущать свое тело и окружающий мир, «обретать почву под ногами» и  перемещаться в этом мире, узнаёт, что означают разные звуки и учится разговаривать сам, приобретает навыки взаимодействия  с многочисленными предметами, ну и, конечно же, с людьми. Всё это даёт ему сенсорную информацию, поэтому для эффективного развития необходимо внедрение сенсорной интеграции.  Ласковые прикосновения любящей матери, частые ношения, покачивания ребенка на руках, укачивания его под колыбельные песни – это главное в  физическом и эмоциональном контакте с младенцем.

Древний закон гласит, что самый большой успех ребенок переживает в радостной и спокойной обстановке.

Этапы сенсомоторного развития

Первый месяц

Очень важен физический контакт между матерью и младенцем не только для развития его мозга, но и для формирования эмоциональных отношений,  социального развития ребенка.  Плавные движения тела организуют работу мозга.

Психомоторное развитие ребенка с 1 нед. до 1 мес.:

Крупная моторика: Все безусловные рефлексы вызываются.

Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону. Пытается поднимать голову, лежа на животе.

Мелкая моторика: пальцы сжаты в кулачок.

Слух: реагирует на звук погремушки, колокольчика, человеческого голоса.

Зрение: 1 нед. – зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света; 1 мес. – кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание.

Речь: сосредоточение на голос взрослого;  первые голосовые реакции.

Эмоции: реакция недовольства на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт.

Второй  и третий месяцы

Трехмесячный ребенок стремится поднять голову и верхнюю часть тела, чтобы лучше увидеть, познать, изучить окружающий мир. Очень важны для развития малыша – удержание головы и взгляда. Такое развитие является жизненно необходимым блоком для последующего обучения чтению, способствует улучшению равновесия и движений тела.

Крупная моторика: 2 мес. - в положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами.  Удерживает  голову, находясь в вертикальном положении (ненадолго). 2,5 мес.- лежа может опираться на предплечья (несколько минут.). 3 мес. - чаще поднимает руки выше горизонтального уровня. 3,5 мес. - держит голову по средней линии; соединяет руки. Совершает изолированные движения руками от движений туловища.                                             

Мелкая моторика: 2 мес. – открывает кулачок. 2.5 мес. – удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот. 3 мес. – иногда захватывает предмет кистью руки. 3,5 мес. – тянется к игрушке, хватает ее.

Слух: замирает при появлении нового звука; узнает тембр голоса матери. 3 мес. – после звуковой стимуляции издает гласные звуки.

Зрение: сосредоточение взора на предметах. 3 мес. – движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем, рассматривает собственные руки. Тянется к игрушке.

Речь: фиксирует взглядна голос взрослого;  начало гуления.

Эмоции: на эмоциональный контакт ребенок улыбается, 3 мес. – смеётся в голос, в ответ на общение – «комплекс оживления».

Четвертый и пятый месяцы

Теперь ребенок может влиять на окружающий его мир, например, стучать ложкой по столу – это простое эмоциональное удовлетворение  есть часть зрелых  его эмоций, формирующихся позднее.

Крупная моторика: появляется опора на ноги;  активно поднимает голову в положении на спине, переворачивается на бок. 5 мес. – сидит с поддержкой, устойчиво держа голову. 5,5 мес. – прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой.

Мелкая моторика: захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает. 5 мес. – начинает захватывать мелкие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку.

Слух:  активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука.

Зрение:  останавливает взгляд на объекте, подолгу рассматривает его на расстоянии; игрушку подносит к глазам, рассматривает.

Речь:  реагирует на ласковые и строгие интонации, в ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая реакция. Активно гулит. 5 мес. – певуче гулит с цепочками звуков, лепет проявляется короткими звуками.

Эмоции: плач ребенка модулирован (периоды усиления и затухания) есть паузы для восприятия реакции взрослого. Плач прекращается при переключении на яркий интересный стимул. Различает мимику и жесты окружающих. Реагирует на строгие и ласковые интонации.

 Шестой, седьмой и восьмой месяцы

Самое важное в этот период – развитие способности перемещаться с одного места на другое, таким образом, малыш учится ориентироваться в пространстве.  Благодаря этому ребенок исследует, познает мир. Ползание на животе и на четвереньках дает множество ощущений, формирует у него представление о себе как независимом существе.

Крупная моторика: сидит; переворачивается со спины на живот. 7 мес. – переворачивается с живота на спину; ползает без включения тазового пояса. 7,5 мес. – ползает по-пластунски; самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок. 8 мес. – стоит на четвереньках; садится самостоятельно из любых положений, сидит уверенно.

Мелкая моторика: активно манипулирует мелкими предметами. 8 мес. – для захвата использует большой палец; стучит игрушкой об игрушку. Манипулирует пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает).

Слух:  реагирует на свое и чужое имя, начало аутоэхолалии; понимает команды с жестовым подкреплением. 7-8 мес. – имитирует звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие. Выполняет плясовые движения под веселую музыку.

Зрение:  захватывает игрушку из любых положений; дифференцированное восприятие близких и знакомых.

Речь:  понимает речевые команды с жестовым подкреплением, выделяет по слову части лица у куклы и взрослого.  Разнообразный активный лепет, аутоэхолалии. Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба». 8 мес. – дифференцирует названные знакомые предметы. Понимает речевые команды без жестового подкрепления.

Эмоции: эмоции дифференцированы, выражает отношение к «близким» и «чужим». 7 мес. -  тянет ручки, чтобы взяли на руки; требует внимание самого близкого человека (матери).

С девятого по двенадцатый месяц

В это время ребенок учится контролировать положение своего собственного тела, исследует больше разных мест, передавая нервной системе множество новых ощущений. У него улучшается координация движений, зрительное восприятие, он учится планировать свои движения, но самое важное событие раннего детства – малыш самостоятельно встает. Это не только его победа над силой тяжести, но и формирование представлений о себе. Необходимо позволить ребенку поучиться вставать самостоятельно и самому преодолеть трудности.

Крупная моторика: стоит у опоры; встает самостоятельно. В11 мес. – стоит самостоятельно. 11,5 мес. – ходит с поддержкой. 12 мес. – ходит самостоятельно.

Мелкая моторика: ставит кубик на кубик, указ. и  большим пальцем берет мелкие предметы. 11 мес. – снимает колечки со стержня пирамидки. 12 мес. – перелистывает страницы картонной книги, опускает мелкие предметы в узкое отверстие.

Зрение:  ищет взором спрятанную на его глазах игрушку. 10 мес. – узнает себя и близких в зеркале. 12 мес. – показывает отдельные предметы в быту.

Речь:  уверенно показывает части лица у куклы и у взрослого; учит новые слоги. 10 мес. – узнает предметы на однопредметных картинках; называет людей и предметы слогами. По указанию выполняет действия с игрушками. 11 мес. – понимает команду «нельзя». 12 мес. – выполняет по просьбе много команд; говорит около 5 слов (мама, дада).

Эмоции: эмоциональное состояние проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями. Машет рукой на прощание. По просьбе обнимает родителей.

Надо обратиться к детскому врачу при проявлении следующих особенностей:

  • Кожа ребенка слишком бледная или имеет голубоватый оттенок.
  • Форма головы необычная, слишком большая или слишком маленькая.
  • Малыш слабо сосет и плохо глотает.
  • Его часто рвет.
  • Часто хнычет или подолгу плачет.
  • Страдает удушьем.
  • Тело становится напряженно-малоподвижным и периодически судорожно сжимается.
  • Тело вялое, лишенное энергии.
  • Конечности держит сильно вытянутыми или согнутыми.
  • Вытянутые ноги перекрещиваются.
  •  Сильно откидывает голову назад.
  • Голова наклонена в одну сторону.
  • Слишком спокоен или почти не двигается.
  • Ребенок беспокоен и постоянно находится в движении.
  • Ребенок заметно дрожит или подергивается.
  • Слишком чувствителен при телесном контакте или не проявляет никакой реакции.
  • Отвергает ласку.
  • Слишком пуглив.
  • Рука или нога не двигаются.
  • В 6 месяцев не может раскрыть ладошки.
  • Ничего не тащит в рот.
  • Изо рта постоянно течет слюна.
  • Глаза беспокойно двигаются из стороны в сторону.
  • Постоянно трет глаза.
  • Ребенок косит.
  • Не наблюдает за окружающим миром.
  • Не смотрит в лицо и не отвечает на улыбку.
  • Не реагирует на звуки и на зов.
  • Барабанит себя по ушам.
  • Нет потребности к подражанию.
  • Не гулит и не лепечит.
  • Мимика не выразительна.
  • Гримасничает без причины.
  • Без причины чмокает, жует, глотает, нюхает.
  • Постоянно качает и трясет головой  или телом.
  • Без причины волнуется, испытывает страх.
  • Сам себя кусает, бьет, царапает до крови или выдирает у себя волосы.
  • Иногда «отключается» и не хочет, чтобы его беспокоили.

    В случае ярких проявлений необходимо обратиться к специалистам как можно быстрее. Своевременно начатая коррекция улучшит прогноз дальнейшего развития.

Чтобы с самого начала было, как можно меньше проблем, предлагаем следующие, несложные в выполнении, рекомендации на каждый день.

Общие рекомендации для детей раннего возраста:

  • Носите ребенка на руках, прижимая его к своему телу.
  • Сажайте ребенка на колени.
  • Качайте ребенка на коленях.
  • Возите ребенка на вашей спине;
  • Почесывайте ребенка, если это ему нравится.
  • Чаще купайте.
  • Во время купания используйте мочалку и интенсивно натирайте тело ребенка.
  • После купания используйте крем или масло для растирания кожи.
  • Закручивайте ребенка в одеяло и раскручивайте его снова.
  • Предлагайте ребенку ощупывать различные предметы; предлагайте ему игру с песком и водой,  мешочки с бобами и песком.
  • Во время игры вращайте ребенка по кругу.
  • Предоставьте ребенку возможность для прыжков (используйте ступеньки, бордюры, старые пружинные матрацы, с 4-х лет - батут).
  • Качели  и гамак идеально подходят для этой цели.

      Развивая своих детей, не требуя от них больше, чем они способны достичь в соответствующем возрасте, мы сможем вырастить здоровое во всех отношениях поколение.

 Психолог Центра психологии и развития человека «Сфера»,    кандидат психологических наук Осипова Виктория Валерьевна.