ТЕМА: ПУТИ И СПОСОБЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.

Мало кто спорит с тем, что аутизм - это малопонятное и загадочное нарушение психического развития детей даже для тех, кто изучает его всю жизнь. Ребенок с аутизмом может выглядеть абсолютно «нормальным», но его поведение может озадачивать и вызывать недоумение. На сегодняшней день синдром раннего детского аутизма (РДА) относят к числу наиболее распространенных нарушений психического развития. Учеными разных стран мира выявлено, что частота проявлений РДА в среднем 3 – 6 детей на 10 тысяч новорожденных. Мириады его характеристик можно разнести по четырем основным категориям: трудности обработки сенсорной информации, задержка развития и различные нарушения речи, слабые навыки социального взаимодействия и вопросы уверенности в себе. 

У специалистов, занимающихся изучением аутизма, есть разные подходы к данной проблеме. Многие из предлагаемых сегодня программ развития, обучения и адаптации аутичных детей продолжают развиваться и корректироваться. Научный поиск продолжается в разных странах мира. Российские ученые предлагают направить усилия на коррекцию поведения аутичного ребенка, его обучение и социализацию. Другими словами, прилагаются все усилия для того, чтобы путем специального обучения и воспитания по возможности скорректировать нарушенное развитие ребенка, а основная цель такой коррекции — дать ребенку возможность выйти в большой мир людей. Конечно нельзя назвать такой подход не эффективным, но также нельзя и возлагать на него большие надежды, ввиду невозможности предусмотреть все разнообразие жизненных ситуаций, с которыми неминуемо столкнется ребенок. На наш взгляд гораздо важнее развивать способности таких детей к самостоятельному поведению и умению правильно реагировать на постоянно изменяющиеся условия его существования. 

Следовательно, данную тему мы выбрали, чтобы показать актуальность применения инновационных двигательных технологий в коррекционной работе с аутичными детьми.

В нашем проекте принимали участие 15 детей с диагнозом – РДА ( из них 40% -к 1-2ой группе РДА по классификации О.С. Никольской, 60% - к 3-4 группе РДА), проходящие курс в психологическом центре детского развития «СФЕРА».

Для реализации поставленных нами задач применялся комплексный метод объединения различных применяемых на практике психокоррекционных методов: метод замещающего онтогенеза, сенсорно-интегрированной и телесно-ориентированной терапии, а также элементы нетрадиционных восточных гимнастик.

При проведении занятий мы использовали 4 блока упражнений с музыкальным сопровождением, предназначенных для формирования и развития определенных двигательных навыков.

Кинезиологические упражнения:
кинетические упражнения (двигательные упражнения для тела и пальцев рук, активизация межполушарного взаимодействия)
кинестетические (сенсомоторика)
снятие синкинезий и мышечных зажимов
развитие и коррекция мелкой моторики, динамического праксиса (пальчиковая гимнастика, реципрокные движения)

Развитие сенсорной интеграции: работа на тренажерах (батут, фитболл, мягкий модуль «тоннель», вестибулярные качели, парашют, тактильный массаж)

Упражнения на коррекцию и развитие ориентирования в пространстве.

Ресурсные упражнения: самомассаж, дыхательные и растяжки.

Все упражнения подбираются индивидуально для каждого ребенка с учетом его физических и психологических особенностей.

Результаты обследования выявили положительную динамику по всем 4 блокам. У всех детей сформировались сенсорно-интегрированные связи, повысился эмоциональный тонус, стабилизировался мышечный тонус, улучшилась крупная и мелкая моторика, пространственная ориентировка, сократилось время реагирования на сигнал. Кроме этого применение данной программы способствовало уменьшению, смягчению собственного аутизма, установлению более адекватного эмоционального контакта между ребенком и родителем; сверхсенситивность многих детей существенно смягчилась, уменьшились страхи, основанные на гиперсензитивности ребенка; возросла психическая активность, усилилось проявление интереса к окружающему; наблюдалось усиление привязанности к близким; у многих детей наблюдался прогресс в развитии речи. 

На наш взгляд целесообразно применение данного проекта на коррекционных занятиях у детей с комплексными нарушениями (с ранним детским аутизмом), т.к. коррекционные программы для стимулирования психомоторного развития этих детей не разрабатывались.

Психолог АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера» Е.В. Чумакова