ТЕМА: "Нарушения развития у детей — признаки и советы по устранению." СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА.

          мальчик с нарушением развития сидит на полу и смотрит вверх

     Предлагаемые материалы были подготовлены специалистами АНО «Центр психологии и развития человека     «Сфера»» (г.Брянск) для участников обучающего семинара по вопросам двигательной терапии в          коррекции детей с особенностями в развитии. Они могут быть полезны специалистам и родителям детей с    отклонениями в развитии.

  Признаки вестибулярно-билатеральных нарушений:

  • в целом ребенок развивается типично, но встречается с трудностями, учась читать и считать;
  • постоянно хочет играть в подвижные игры и не устает дольше других детей;
  • не может удержать взгляд на движущемся предмете или, переписывая текст, «теряется» в строчках;
  • неловок;
  • чаще сверстников падает;
  • не может сидеть прямо, скрючивается, сидя за столом;
  • плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела, например, разрезание ножницами бумаги, езда на велосипеде, завязывание шнурков, прыжки с разведением рук и ног;
  • путает право и лево, верх и низ;
  • переворачивает буквы зеркально; пишет справа налево;
  • демонстрирует резкие и неритмичные движения;
  • поворачивается всем телом; выглядит «потерянным» в пространстве;
  • ребенок становится тревожным, будучи оторван от земли, или упорно старается сохранять вертикальное положение;
  • очень боится упасть, боится высоты;
  • боится ездить на эскалаторе или лифте;
  • не любит кувыркаться через голову или переворачиваться, лежа на полу;
  • не любит движущихся игрушек;
  • не получает большого удовольствия от игр на детских гимнастических площадках;
  • избегает прыгать с высоты;
  • медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила;
  • пугается подъема по наклонной поверхности;
  • во время езды боится резких поворотов и извилистых дорог;
  • ошибается в оценке пространства и расстояний;
  • тревожится, если его внезапно потянуть за плечи, когда он сидит;
  • избегает игр, предполагающих непредсказуемые перемещения окружающих (пятнашки, футбол);
  • выглядит тревожным, незащищенным, попадая на открытое пространство;
  • ребенок избегает чужих прикосновений, физического контакта;
  • не любит мыть лицо и голову;
  • терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти;
  • не любит, когда его касаются;
  • негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды (эластичные манжеты, швы, длину рукава и т.д.);
  • сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему;
  • тревожится, если к нему подходят сзади, или он не видит происходящего;
  • испытывает необычную потребность в прикосновении, или, наоборот, избегает прикосновения к определенным поверхностям или предметам;
  • не любит погружать пальцы в песок, краску, касаться клея или тому подобных материалов;
  • не любит ходить босиком особенно по песку или траве;
  • особенно придирчив к текстуре или температуре пищи;
  • ребенок неуклюж или неловок;
  • избегает участия в спортивных играх;
  • с трудом придумывает для себя новые развлечения;
  • выбирает знакомые игры или следует одинаковой схеме игры;
  • во время игры выполняет ненужные действия или пропускает какие-то шаги;
  • с трудом приступает к выполнению заданий;
  • не может закончить начатое;
  • плохо переключается с одного вида деятельности на другой;
  • не может навести порядок в комнате или на столе;
  • часто спотыкается, натыкается на предметы, мебель;
  • дольше сверстников осваивает навыки завязывания шнурков, одевания, письма, игры с мячом и т.д.;
  • пытается верховодить, руководить сверстниками, обретая контроль над ситуацией, игрой;
  • эмоционально лабилен и незрел, может быть инфантильным («строить из себя младенца»);
  • часто упрям, несговорчив и манипулирует окружающими.

Советы по устранению вестибулярно-билатеральных нарушений.

Способы развития у ребенка вестибулярной системы.

Двигательный опыт крайне важен для развития ребенка!

  • Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения.
  • Подталкивайте ребенка не к пассивным, а к самостоятельным активным движениям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно.
  • Занятия, требующие скорости и быстрых движений, особенно с изменением их направления, активизируют (стимулируют и воодушевляют) ребенка.
  • Полезны занятия с медленными ритмическими движениями — раскачиваниями, колебаниями — они успокаивают ребенка.
  • Наблюдайте за реакциями вашего ребенка на различные виды двигательной активности, стараясь подметить, что побуждает его к действию, а что успокаивает.
  • Никогда не кружите ребенка слишком сильно или слишком долго.
  • Попытайтесь стимулировать ребенка к различным занятиям (чтению, игре, раскрашиванию) в положении лежа на животе, опираясь на локти.
  • Подбадривайте ребенка, когда ему хочется заняться чем-либо, что требует поддержания равновесия, например, катанием на коньках, ездой на велосипеде, борьбой и т.д.
  • Включите в ваше расписание билатеральные игры (т.е. игры с участием обеих сторон тела), например, прыжки со скакалкой, плавание, греблю, игру на музыкальном инструменте и т.д.
  • Попробуйте занятия, стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук: стрельбу по мишени, игру с мячом, кидание предметов, настольный теннис и т.д.
  • Включите занятия на качающейся наклонной плоскости; используйте для сидения и лежания большие надувные мячи; используйте кресло-качалку.
  • Ребенку будут полезны: скольжение, кувыркание, раскачивание, вращение, езда на велосипеде, хождение по неровным поверхностям (песчаный пляж, доски, бревна, трава, вода), качание, катание на лошади, балансирование и хождение по бревнышку, упражнение «гребля», «лодочка», сидение в форме буквы Т.

Советы по устранению гравитационной неуверенности.

Самое важное, что вы сможете сделать — это осознать реальность проблемы, принимать и понимать реакции вашего ребенка в разных ситуациях. Воспринимать поведение ребенка как расстройство поведенческой или эмоциональной сферы — это значит только усугублять положение.

  • Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх. Например, если ребенок боится качаться на качелях, нужно начинать на таких, где он может касаться ногами земли, или посадите его на колени и качайтесь вместе.
  • Иногда почувствовать себя в большей безопасности помогает дополнительная проприоцептивная стимуляция или ощущение давления на мышцы, суставы и туловище. Например, если ребенок боится ходить по лестнице, попробуйте придерживать его за бедра, мягко надавливая. Иногда это действует лучше, чем если просто держать его за руку.
  • Мягкое возвратно-поступательное движение обычно переносится легче, чем вращение. Помогайте ребенку двигаться с той скоростью и в том направлении, которые для него наиболее комфортны.
  • Таких детей особенно тревожит наклон назад. Не пытайтесь заставлять ребенка выполнить его, пока он не готов смириться с этими ощущениями.
  • Вовлечение в игру и развитие воображения могут отвлечь ребенка от неприятных физических составляющих ситуации и придать ему смелости.
  • Попытайтесь сделать так, чтобы, выполняя действия, не вызывающие страха, ребенок прикрывал глаза: это помогает «настроиться» на ощущение положения своего тела в пространстве.
  • Иногда для усиления чувства безопасности при движении или лазании полезна дополнительная нагрузка весом (например, утяжелители на кисти или лодыжки или небольшой рюкзак, наполненный рисом или фасолью).
  • Не торопите ребенка, когда он пробует выполнять пугающие его действия.
  • Собираясь посетить какое-либо событие или мероприятие, например, пикник в незнакомом парке, сходите на место его проведения заранее, чтобы дать ребенку не спеша осмотреться и привыкнуть к обстановке и предметам, так он лучше справится со страхом.
  • Очень полезно для ребенка кататься на полу, лежа на роликовой доске, или съезжать на ней по наклонной плоскости (головой вниз).
  • Полезно также использовать кресло-качалку, прыгать на упруго скачущей подушке, мяче.

Советы по коррекции тактильной гиперчувствительности.

Не пытайтесь заставить гиперчувствительного ребенка преодолеть отрицательные реакции на ощущение прикосновения, убеждая его, что ему не нужно так себя вести. Отрицание проблемы не устранит ее, напротив, вселит в ребенка чувство вины и усугубит положение.

  • Легкое, щекочущее прикосновение обычно раздражает сильнее, чем постоянное сильное давление. Касайтесь ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев, — так вы можете ослабить раздражение.
  • Когда детей в школе строят в шеренгу, вашему ребенку, возможно, будет комфортнее в самом конце или в самом начале ряда. При групповых играх, где надо вставать в круг, ему легче располагаться позади ребят, а не между ними. Объясните учителям, что легкие прикосновения проходящих мимо людей могут раздражать ребенка и вызывать у него агрессию и эмоциональные всплески.
  • Длительное ощутимое давление обычно «перекрывает» раздражающие тактильные ощущения. Вот почему мы спонтанно трем ушибленное место. Крепкий массаж, прием «сэндвич» (когда ребенка осторожно кладут между подушек) — это примеры действий, усмиряющих чрезмерную чувствительность к прикосновениям.
  • Обращайте внимание на виды тканей, одежды, игрушек и на повседневные ситуации (например, проход сквозь толпу в большом магазине), которые могут спровоцировать у вашего ребенка отрицательные реакции. Пока проблема стоит остро, старайтесь избегать подобных раздражающих факторов (например, позволяйте ребенку носить одежду из ткани, которая ему нравится, не ходите в многолюдные места).
  • Попытайтесь постепенно вводить в жизнь ребенка различные тактильные ощущения — во время игр, мытья, еды и т.д. Ребенку будет легче усвоить новый опыт, если он сам станет инициатором игры, а не вынужденно окажется перед лицом потенциально опасных или незнакомых обстоятельств, подчиняясь давлению взрослого. Показывайте все на себе и превращайте свои действия в игру. Стимулируйте воображение ребенка. Не форсируйте события: не принуждайте его к участию.
  • Поддерживайте у ребенка желание приобретать новый тактильный опыт. Тактильные ощущения, которые ребенок получает, активно участвуя в каких-либо действиях, приносят больше пользы, чем полученные в пассивном состоянии.
  • «Тяжелая работа», когда ребенок помогает нести сумки с покупками или белье из прачечной, надевает в меру тяжелый рюкзак, играет в игры, где надо толкать или тянуть что-либо или прыгать, обеспечивает нервную систему определенными ощущениями, которые, как правило, успокаивают или организуют тактильную гиперчувствительную систему. Пусть ребенок помогает вам выполнять достаточно тяжелую работу по хозяйству, играет в игры, требующие физических усилий, — все это будет успокаивать и организовывать его мозг.
  • На первый взгляд может показаться, что ребенок пытается манипулировать вами и намеренно портит окружающим жизнь. Доверяйте ему, когда он жалуется на неудобства. Скорее всего, он действительно страдает. Также полезно объяснять родственникам и учителям, что ребенок отрицательно реагирует не на их внимание, а на свои ощущения от чужого прикосновения.
  • Ребенку будут полезны следующие действия и упражнения: тереть материалы различной текстуры о кожу, играть с водой, рисовать водой, рисовать пальцами, рисовать своим пальцем на спине или руке ребенка, играть с песком, с коробкой для ощупывания предметов «черный ящик», просить ребенка описать те предметы, которые он ощупывает, лизать наклейки («клеить» конверты языком), наклеивать их, работать с тестом и различной начинкой, трогать различные семена, каштаны, яичный желток, трогать червяков, мух, домашних питомцев; делать «сэндвич из людей» (когда ребенка кладут между подушек), промазывая губками, щетками и пр. различные слои «бутерброда».

Советы по коррекции диспраксии развития.

Позвольте этим детям развиваться со своей собственной скоростью, защищайте их от внешнего давления и серьезных неудач. Тактильные, пространственно-телесные и двигательные ощущения нужны, чтобы помочь ребенку почувствовать свое тело и понять, как двигаться в пространстве. Необходимы двигательные задания, стимулирующие эти ощущения. При осваивании новых действий необходимо подбадривать ребенка словесно и поначалу помогать ему в выполнении новой задачи. Делите задачи на более мелкие шаги, с которыми легче справиться. Это позволит ребенку почувствовать свои силы и повысить самооценку.

  • Необходимы задания, в которых надо карабкаться, пролезать под предметами или сквозь них; тоннели, турники, полосы препятствий помогут ребенку сформировать базовые навыки управления своим телом при передвижении и понять, как это делается.
  • Полезны игры на подражание «Делай как я» или копирование движений пальцев и рук/ног под музыку (детские танцы с движениями — притопыванием, прихлопыванием и другими движениями, требующими наблюдения и имитации).
  • Нужны и игры, развивающие произвольную регуляцию, контроль, внимание, планирование (без зрительных подсказок).
  • Планируйте с ребенком его действия, разбивая на последовательные шаги (например, что надо сделать, чтобы приготовить бутерброд, завернуть подарок, смастерить поделку и т.д.). Оказывайте доброжелательную помощь.
  • Помогайте ребенку рассчитывать время. Стимулируйте к действиям, для которых надо рассчитать время, место и направление движений (попасть ногой по летящему (катящемуся) мячу, прыгать со скалкой и пр.).
  • Стимулируйте ребенка осваивать новые задания, игры, по-новому используйте игровое оборудование; пробуйте разные положения и направления, качаясь на качелях разного типа, карабкаясь куда-либо.
  • Выясните, что дается ребенку легче: подражание, выполнение устных инструкций, выстраивание последовательности, новые идеи), а что труднее. Используйте сильные стороны ребенка для компенсации слабых.

Советы для развития проприоцептивной системы.

  • Поднимать и носить тяжелый груз (пакеты с едой, напитками; сумки, корзинки с бельем — собирать и носить).
  • «Тяни-толкай» — тянуть и толкать тележку с продуктами, возить коляску, таскать пылесос, грабли, толкать тяжелые коробки, возить друзей на санках как на буксире.
  • Висеть на руках (турник). Перемещение на руках по перекладинам в висячем положении.
  • «Муравьиная тропа» — на спине носить мешок с рисом или бобами. Носим «тяжелый панцирь».
  • Разминка суставов — использовать техники растяжения и сгибания.
  • «Сжимание тела» — сесть на пол за спиной ребенка, широко расставив ноги, затем обхватить его ногами, обхватить руками колени ребенка, прижать их к груди и крепко сжать. Держать ребенка крепко, покачивая его туда-сюда.
  • «Медвежьи объятья» — крепкие объятья всех родственников.
  • Пересыпание песка, бобов, переливание воды, oткрывание дверей.
  • «Спинка к спинке» — два ребенка сидят на полу, прижимаются спиной друг к другу. Просим их упереться ногами в пол, встать, опираясь друг на друга.
  • «Бульдозер» — один ребенок сидит в большой картонной коробке, а другой его толкает по полу (или на мате) при помощи головы, плеч, спины, ног.
  • Возня, борьба на полу со взрослым (не забудьте дать ребенку выиграть!).