СТАТЬИ НАШИХ СОТРУДНИКОВ

ТЕМА: Рекомендации для родителей по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.


Сентябрь. Школьная пора.

Дети вернулись с летних каникул, отдохнувшие, загорелые, набравшиеся сил и получившие массу положительных эмоций и впечатлений. Впереди их ждет длительный учебный год.

И как не растерять все силы в середине учебного года? Этот вопрос задуют себе не только школьники, но и их родители. 

Соблюдение так нелюбимого многими режима дня, способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. От того, как строится наш день, как сочетается работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение. Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то-же время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением домашних заданий, его работоспособность выше. Наш организм нуждается в поступлении пищи в определенном ритме. Дети, приученные есть в одно и то же время, реже страдают плохим аппетитом или его отсутствием. Пища усваивается наилучшим образом, оказывается более полезной и даже кажется вкуснее.

Важно учесть тот факт, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка и иметь запас времени в соблюдении режимных моментов.

Утренний подъем должен быть за 1 час -1,5 до начала учебных занятий, примерно в 7 – 7.30 т.к. у ребенка должно быть достаточно времени на гигиенические процедуры, завтрак, проверку школьного портфеля и дорогу до самой школы. Время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от вашего дома находится школа. В гигиенические процедуры желательно включить зарядку (примерно 10 минут), она придает бодрости организму и настраивает на рабочий лад, а если при этом вы откроете форточку, дело пойдет веселей. 

Лучше если первое время вы не оставляете ребенка в группе продленного дня, а забираете его после занятий домой т.к. пребывание в школе, особенно первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. Ваша задача на этом этапе заключается в том, чтобы помочь ребенку рационально распределить время второй половины дня. Дорога из школы может занимать больше времени, чем в школу. Она послужит хорошей прогулкой на свежем воздухе перед обедом. Если обед у вашего ребенка был в 13.00-13.30, то примерно, в 16.30 — время полдника. В этот прием пищи целесообразно включить фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт).

С началом учебного года многие дети в параллели со школой посещают музыкальную школу, спортивную секцию или занятия иностранным языком, компьютером. Полезные и интересные занятия, конечно же, важны для развития вашего ребенка и, безусловно, лучше влияют на детскую психику, чем просмотр телевизора. При выборе секции или кружка, каждому родителю необходимо адекватно оценивать возможности и интересы своего ребенка. Ведь утомляют не только уроки в школе, но и дорога, часто неблизкая, а также само общение со сверстниками.

На мой взгляд, очень важно чтобы в распорядке осталось сводное время для любимых занятий и игр, это не должен быть просмотр телепередач, тем более совместно с взрослыми. В течение учебной недели ребенок без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи 2-4 раза в неделю от30 минут 1,5 часов в зависимости от возраста. И конечно не нужно пренебрегать правилами просмотра телевизора: расстояние от экрана до ребенка не должно быть меньше 2 м и больше 5 м, свет в комнате не должет быть ярким, хорошо использовать бра или торшер расположив их так, чтобы свет не попадал в поле зрения и не отражался на экране, и наконец то чем многие пренебрегают, телевизор должен быть исправен и хорошо настроен. Все это в полной мере относится и к компьютеру, который в последнее время становится привычным атрибутом домашней обстановки. 

Для первоклашек и учащихся начальной школы очень важно, когда родители интересуются, как прошел их день, помогают с выполнением домашнего задания. Здесь важно не скупиться на похвалу, даже если успехи еще не велики, во многом утро вашего ребенка начнется с того настроения каким закончился вечер.

В выходные дни, постарайтесь, чтобы хотя бы один из них был полностью освобожден от уроков. Если этого избежать не удается, то организуйте занятия только в первую половину дня, когда работоспособность наиболее высока. Их продолжительность не должна быть более 1- 3 часов (в зависимости от возраста). Если у ребенка существуют проблемы, связанные с учебой в школе, то имеет смысл именно в выходной помочь ребенку преодолеть их, например, потренироваться в чтении или решении задач. Но помните, во всем нужна мера. Прекрасно, если вам удастся найти занимательную, игровую форму для этих занятий, ведь интерес — мощный стимул для работы.

Кандидат психологических наук Осипова Виктория Валерьевна, руководитель Центра "Сфера".