МЕТОДИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

 

 

Метод Кастильо Моралес

    Данный метод относится к направлениям адаптивной физической культуры,направлен на сосательный рефлекс, рефлекс жевания, глотания, развитие речи.

Отлично подходит для детей с эпиактивностью, детей ДЦП различной степени, с нарушением речи или ее отсутствием, а также совсем маленьким, у которых отсутствует сосательный рефлекс.

Не имеет противопоказаний, кроме вирусных и стоматологических заболеваний.

Кастильо Моралес изначально разработал свой метод для людей с мышечной гипо и гипертонией, и сенсомоторными нарушениями.

На сегодняшний день метод применяется для детей и взрослых с одним или более сенсомоторным дефектом в области лица, рта или гортани.
Например это:
- дети с врожденными анатомическими пороками развития в области рта ( например, синдром Пьера Робина (PRS ) , заячья губа , волчья пасть;
- дети с гипотонией, например, с синдромом Дауна и другими генетическими нарушениями;
- недоношенные дети с нарушением жевания и глотания;
- пациенты всех возрастов с неврологическими нарушениями, сопровождаемыми орофациальными симптомами, такими как ДЦП, травмы головного мозга, инсульты.

Речевая стимуляция по методу Кастильо Моралес проводится курсами по 10-15 сеансов, продолжительность одного сеанса от 20-30 минут в зависимости от состояния ребенка и возраста пациента.

 

Методика Бобат терапия

    Концепция Бобат опирается на представления о генетически детерминированном развитии нервной системы и врожденном поведении.

Генетическая программа дозревания ЦНС является программой развития здорового ребенка.

Бобат терапия - это образ жизни, относящийся к направлениям адаптивной физичекой физкультуры, которая помогает ребенку с ограниченными возможностями адаптироватся и социализироватся к окружаущему миру.

Бобат терапия - это образ жизни, передающийся от специалиста к родителю, т.к. родители остаются важным звеном для адаптации "особого" ребенка.

При рождении ребенок наделен начальными рефлексами и неосознанными формами поведении (спонтанные движения конечностями, туловищем, сосание, поисковые рефлексы), которые помогают ему контактировать с внешней средой и получать из нее информацию. Врожденное рефлекторное поведение существует до трехмесячного возраста. С 3-го месяца жизни поведение ребенка начинает регулировать вся полученная к этому времени сенсорная информация, формируется первый опыт.

Суть метода Бобат состоит в использовании специальных стимулов и влияний (зрительных, слуховых, тактильных, положения тела в пространстве и относительно предметов), которые включают в работу пораженные структуры ЦНС, корригируют их взаимодействие с другими функциональными системами и угнетают патологические двигательные и поздние стереотипы.

Начинать использовать метод Бобат можно в любом возрасте.

Элементы Бобат применяются как при минимальных нарушениях, так и при грубых, инвалидирующих патологических изменениях. Концепция Бобат может быть задействована на всех этапах оказания помощи детям с органической патологией нервной системы.

Бобат терапия совмещаетcя с Войта терапией и эрготерапией.

 

Методика Войта терапия

    Войта терапия относится к адаптивной физической культуре.


С раннего возраста человек умеет хватать, переворачиваться, ползать, вставать, прямо ходить. Это инстинкт, рефлексы. Через мозг поступают импульсы, отвечающие за выполнение этих рефлекторных движений.

Однако, в силу определенных обстоятельств, при том или ином нарушении центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, эти импульсы блокируются, т.е не поступают в нервные окончания в полном объеме.

Суть Войта терапии заключается в том, чтобы заставить мозг активизировать «врожденные сохраненные образцы движения» и скоординировать их с мускулатурой туловища и конечностей.

При каких заболеваниях помогает Войта терапия?

Уникальность метода состоит в том, что он может использоваться в качестве основного вида помощи практически при любом нарушении движения:
- центральные нарушения координации в грудном возрасте;
- двигательные нарушения, вызванные поражением центральной нервной систмы (ДЦП) и генетическими заболеваниями;
- задержка моторного (двигательного) развития; - периферические парезы и параличи рук (Дюшена-Эрба, Дежерин- Клюмпке) и ног (спинно-мозговая грыжа);
- двигательные нарушения вследствие поражения ЦНС инфекционными агентами (полиомиелит, энцефалит, пролинейропатия) и физическими факторами (черепно-мозговая травма, электротравмаи др.);
- нарушения осанки;
- вывихи и дисплазии тазобедренного сустава;
- нарушение функций дыхания, жевания и глотания.

КОГДА НЕ СЛЕДУЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ВОЙТА ТЕРАПИЕЙ:
- Высокая температура (выше 38гр.) и воспалительные заболевания;
-10 дней после вакцинации;
- болезнь Лобштейна (ломкость костей);
- при недомоганиях можно временно уменьшить нагрузки (по состоянию ребенка) , но не отменять терапию полностью;
- эпилепсия не является противопоказанием, но в день приступа терапия должна быть приостановлена.

  Отзыв о Войта терапии:

"У моего сына большое отставание в психо-физическом развитии,к тому же ещё дополнительно эпилептические приступы. Реабилитацию в больницах нашего города нам не предлагали ввиду частых приступов у ребёнка. До обращения в Сферу мы самостоятельно ездили в Москву в реабилитационный центр на занятия Войта-терапии. На особые результаты после первого курса я не надеялась,но наслышена была о методике в целом весьма положительно. Но кататься в Москву каждые два месяца и оставлять там немалые суммы за проживание и занятия-накладно .О том,что в нашем городе (где из врачей мало кто знает о современных методах реабилитации, к сожалению ) может быть достойный специалист по Войте я и не мечтала. Как оказалось Очень Зря! Жалею лишь о том,что узнала об этом только сейчас. Данилова Светлана - замечательный и очень грамотный специалист ,по общению с которой я поняла,что она очень душевно относится к особым деткам,и по-настоящему переживает за каждого из них. Уже после одного курса у сына стала крепче спинка,стал лучше держать голову,появились новые движения ))надеюсь, что это только начало и дальше-лучше. Что ещё очень в ней "подкупило" - каждое свое действие она объясняет,показывает на мне,говорит о том,что и как ребёнок должен сделать и т.д. Даже в Москве такого подхода не было. Спасибо огромное Светлане и всему коллективу центра. Будем заниматься с вами и дальше). Шиленкова Анна"

 

При обращении к нам для занятий по данным методикам необходимо предоставить  нам следующую информацию:

- фамилию и имя ребенка;

- возраст ребенка;

- место проживания;

- основной диагноз (развернутый);

- есть ли у ребенка в диагнозе эпилепсия, судорожная готовность, врожденные пороки развития, оперативные вмешательства (если да, то указать проведенное лечение, принимаемые препараты).

      Занятия с ребенком проводятся от 30 до 40 минут.

     Родители обучаются индивидуальной программе реабилитации.

     Первичный курс — 20 сеансов. Повторные — только 10 сеансов.

     

Кинезиотейпирование в логопедии.

Название метода происходит от двух слов: kinesio — движение и tape — лента. Кинезиотейпирование выполняют с помощью специальных хлопковых лент — тейпов. Они аналогичны по эластичности человеческой коже и не содержат аллергенов.

Кожа человека является важнейшим органом восприятия. И влияя на кожу над мышцами, участвующими напрямую или косвенно в речеобразовании, контроле саливации и глотании, мы стимулируем ответственные за это процессы в головном мозге. Это дополнительно фокусирует внимание организма на эти движения.

Кроме того, стимулируя чувствительность, мы видоизменяем и обратную реакцию, то есть непосредственно движение.

Применяя кинезиотейп в зонах локального мышечного гипертонуса или гипотонии, специалист может добиться нормализации работы мышц, значимого улучшения двигательного контроля, устранения болевой симптоматики, продления действия мануальных техник.

В логопедии тейпинг-терапия используется при:
* парезах (снижение силы в мышце) и невритах (воспалительное заболевание периферического нерва) ;
* гиперсаливации;
* птозах;
* опущение органа;
* асимметриях;
* синкенезии (непроизвольные содружественные движения) ;
* гиперкинезах (неосознанные, самопроизвольные движения мышц) ;
* дисфагия (нарушение глотания) ;
* постинсультных состояниях.

В отличие от массажа, который длится один сеанс, кинезиотейпирование имеет продолжительное действие. Ленты накладываются на определенные участки тела и остаются там несколько дней или недель (до 14 дней). Это позволяет усилить действие логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Тейпинг-терапия позволяет за счет наложения лент управлять тонусом мышц — повышать или понижать его. Тейпы совершенно не нарушают двигательную активность. Поэтому могут быть использованы и для наложения на суставы.

Особенно для логопедов актуально использование тейпов на зоне ВНЧС (височного нижнечелюстного сустава). Что позволяет значительно улучшить функции мышц нижней челюсти.

Механизм воздействия тейпирования на речевую мускулатуру: 

- Эффект «раздражения рецепторов». Тейпы воздействуют на разнообразные рецепторы в мышцах (проприорецепторы) и коже, над которыми они были наклеены, таким образом, заставляя мозг обращать внимание на «отказывающиеся» работать мышцы.

- Эффект «дискомфортного натяжения» - формирование при помощи тейпа непривычного расположения артикуляционных органов (нижней челюсти, губ и т. д. ). Такой подход приводит к желанию ими подвигать, как бы «вернуть» их на привычное место и образовывает новый физиологичный двигательный стереотип.

Использование тейпирования дает хороший результат при использовании вместе с логопедической и речевой стимуляцией.