ОТСУТСТВИЕ И НАРУШЕНИЕ РЕЧИ

 

Речь - это важнейшая психическая функция, которая позволяет ребенку думать, взрослеть и общаться, а правильное и четкое произношение - необходимое условие для успешного обучения и выбора большинства профессий.

Речь начинает формироваться в раннем детстве, а правильное звукопроизношение сформировывается к 5-ти годам. С 3-х до 5-ти лет у детей одновременно происходит формирование фонематического восприятия, интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Со школьного возраста, когда звукопроизношение окончательно сформировано и закреплено, исправить его недостатки становится намного сложнее, но возможно. 

Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произношении. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Своевременно обращайтесь за помощью к специалистам!

 Логопеды, работающие в Центре Сфера, проводят индивидуальные занятия, направленные на преодоление различных по сложности нарушений устной и письменной речи, таких как: дислалия, простая и сложная, дизартрия и ее стертые формы, алалия (моторная, сенсорная ), ринолалия, заикание, клаттеринг, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР) различных уровней, дислексия, дисграфия.

Советы родителям:
1. Больше разговаривайте с ребёнком.
2. Заставляйте ребенка оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры)
3. Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает, - это хорошо, если он молчит – плохо.
4. Не подавляйте речевую инициативу ребенка. Если ребенок обратился к вам с вопросом или речью обязательно надо выслушать до конца и ответить.
5. Замечайте, какова речь ребенка в непринужденной домашней обстановке и в необычной обстановке (в гостях, на приеме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях – у ребенка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности, повышение самооценки).
6. Просите ребенка пересказывать, рассказывать все, что он видит (мультфильмы), чем занимается в детском саду (занятия, игры). В ответ на ваши вопросы добивайтесь полных предложений.
7. Занятия с ребенком следует проводить ежедневно или через день в форме игры. Можно проводить их в любое свободное время, например, идя по улице.
8. Упражнения для губ и языка (по рекомендации логопеда, воспитателя) следует проводить перед зеркалом с целью зрительного контроля со стороны ребенка.
9. Отрицательные эмоции со стороны родителей, такие как нетерпение, неудовольствие, недопустимы.


Ребенок может быть талантливым, сообразительным и при этом делать нелепые с точки зрения родителей и учителей, ошибки при письме. Если ошибки, опечатки встречаются постоянно, то в таком случае, стоит обратиться к логопеду. Дело в том, что наличие стойких ошибок-опечаток говорит о том, что у ребенка нарушен процесс письма, а это дисграфия.


К нарушению письма приводят:

  •  Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга, что связано с патологией беременности или родов у матери.
  • Функциональная незрелость отделов головного мозга, связанная с соматическими заболеваниями, наследственными факторами, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость; несформированностью высших психических функций.


Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки письма, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Направления работы при коррекции:

  • коррекция звукопроизношения (устранение недостатков произношения звуков);
  • развитие фонематического восприятия, то есть узнавание звуков (неречевых и речевых);
  • развитие и обогащение словарного запаса (расширение кругозора детей, знаний по различным лексическим темам);
  • развитие грамматического строя речи (развитие навыка согласования слов в предложении);
  • развитие связной речи.

Помимо этого, работа должна вестись по следующим направлениям:

  • формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);
  • развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления);
  • развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов), развитие слуховой памяти, развитие внимания;
  • развитие мелкой моторики, развитие эмоционально-волевой сферы.

Лечение нарушений речи сказкой - Сказкотерапия 

Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказкотерапия является инновационным методом, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка, испытывающего те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку раскрыть глубины собственного внутреннего мира, актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

Средствами сказкотерапии являются: чтение сказок; драматизация, пересказ; рисование сказки; сказкотерапевтическая диагностика; сочинение сказки; изготовление кукол; лепка по сказкам.

Через сказкотерапию стабилизируются эмоциональные состояния детей, личностное развитие, нравственная саморегуляция, понимание общественного смысла нравственной нормы, усваиваются социальные формы выражения чувств, проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.

У детей увеличивается словарный запас, речь становится более эмоциональной и выразительной. Формируется положительная мотивация к выполнению заданий, творчество и воображение.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности; активизирует и развивает внутреннюю слухо-речевую память ребенка; при пересказе, драматизации — становление речевой культуры; развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу); развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект.


Логопеды АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера» имеют высшую квалификационную категорию, постоянно проходят курсы, обучение для повышения квалификации, владеют техникой зондового и логопедического массажа, имеют большой практический опыт работы с детьми и взрослыми с тяжелыми нарушениями речи.