МЕТОД ТОМАТИСА


АУДИО-ПСИХО-ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СТИМУЛЯЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ А.ТОМАТИСА

Принцип действия метода «Томатис» — сенсорная звуковая стимуляция.

Звук передается двумя путями: путем костной проводимости, вызванной вибрацией в верхней части черепа, и путем воздушной проводимости, при которой звуковые колебания передаются через наружное ухо.

Используемые в наших устройствах звуковые сигналы прошли предварительную обработку в лаборатории с наложением эффекта «ТОМАТИС», поэтому они стимулируют активность всего внутреннего уха целиком, в том числе тех его частей, которые влияют на слуховые и моторные функции.

Звук передается вначале на барабанную перепонку, а затем благодаря костной проводимости стимулирует рефлекс сокращения-расслабления мышц стремечка и молоточка. Этот эффект достигается в результате перцептивного звукового контраста (двукратного чередования частоты и интенсивности звука), который «удивляет» ухо.

В результате вибрации, вызванной звуковыми колебаниями, эти мышцы, в свою очередь, приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану среднего уха. Изнутри улитка покрыта волосковыми клетками, которые преобразуют звуковую вибрацию в электрические импульсы. Эти импульсы поступают в ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контролирующую общий уровень активности мозга.

Иначе говоря, улитка и вестибулярная мембрана создают нервные импульсы, стимулирующие головной мозг; в этом случае мы говорим, что они выполняют функцию «зарядки коры головного мозга».


Более того, вестибулярная мембрана передает в мозг сигналы о самых незначительных движениях тела, поэтому напрямую влияет на чувство ритма и равновесие. Поэтому так важно, чтобы этот сигнал был гармоничным и правильным, с этой целью используем только аппаратуру . Это значит, что стимуляция слухового аппарата будет эффективной.

На фото томатис-терапевт Центра "Сфера"  Осипов Владислав,  производитель аппарата Кристоф Бессон, руководитель Центра "Сфера" к.п.н. Осипова Виктория:


ЗАКОНЫ ТОМАТИСА


«Говорю своим ухом»:


1) Голос может воспроизводить лишь то, что слышит ухо.

Этот первый закон подчеркивает связь между слухом и речью.


2) Если обеспечить поврежденному уху возможность правильного слушания, бессознательно меняется и голос.


3) Существует возможность долговременного голосообразования путем применения аудиостимуляции.


Эта стимуляция позволяет аппарату обеспечивать эффект Томатиса.

 

 

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


- Какие результаты дает применение метода «Томатис» у детей?


О наиболее заметных результатах специалистам по аудио-психо-фонологии по методу «Томатис» сообщают родители, которые часто отмечают улучшения по следующим показателям:
- растормаживание речи
- коррекция аутистических проявлений
- успешная коррекция гиперактивности
- голосовые данные (речь, пение, музыкальный слух)
- концентрация внимания 
- понимание устной и письменной речи (улучшение чтения, овладение письмом)
- улучшения при обучении иностранному языку
- способность к коммуникации (общению)
- двигательные навык, координация
- быстрота
- пунктуальность, самостоятельность
- чувство ритма
- креативность, энергия
- уверенность в себе
- поведение в целом (ребенок спокоен, открыт и пр….) и обучаемость


— Как скоро станут заметны результаты применения метода «Томатис»?


Заметные результаты применение метода «Томатис» подлежат анализу на двух уровнях: поверхностном и глубинном.
На поверхностном уровне заметные результаты появляются довольно скоро, через несколько недель или даже дней после начала аудиотренировок с использованием «Электронного уха».
Поэтому метод «Томатис» часто практикуется как динамичная методика, которой могут пользоваться как индивидуум, для которого составлена программа, так и его близкие родственники и друзья.

Нужно понимать, что перестройка на глубинном уровне, которая происходит под влиянием «Электронного уха», позволяет индивидууму восстановить внутреннее равновесие и, как следствие, изменить — в лучшем смысле этого слова — личную систему ценностей; это глубинное преобразование менее заметно и происходит медленнее.

При этом важно понимать, что эти положительные изменения не только сохранятся надолго, но продолжатся и после завершения курса аудиотренировок по программе «Томатис».

При условии качественного проведения аудиотренировок с использованием «Электронного уха» результаты занятий сохраняются на несколько лет, так как индивидуум приходит в состояние нормы и продолжает развитие, которое может нарушить только сильное потрясение.

В этом случае часто достаточно пройти короткую активирующую программу, чтобы восстановить равновесие и вернуться к непрерывному развитию.


— Долговечны ли результаты занятий по программе «Томатис»?


Да, программа «Томатис» гарантирует долговечные результаты.
Это объясняется тем, что эффективность занятий обеспечивается не выработкой условного рефлекса, а восстановлением равновесия.

Хотя к помощи метода «Томатис» прибегают по различным причинам, все они так или иначе связаны с разного рода нарушениями и, как следствие, с нейрофизиологическим дисбалансом разной степени тяжести.

Таким образом, в результате тренировки слуха с помощью «Электронного уха» индивидуум возвращается в состояние равновесия, которое является нормой и поэтому требует с его стороны гораздо меньше усилий, чем нарушения различной степени тяжести.

Поэтому можно утверждать, что в подавляющем большинстве случаев после приведения в норму механизмов развития не только сохраняются результаты, достигнутые в процессе аудиотренировок по программе «Томатис», но и продолжается прогресс.

 

— В каком возрасте метод «Томатис» дает лучшие результаты?

Хотя слуховая терапия по методу «Томатис» эффективна при любых данных индивидуума, некоторые факторы могут способствовать позитивным изменениям, которые она вызывает, или, наоборот, препятствовать им.

Так, при определенных проблемах, юный возраст может быть благоприятным фактором; особенно если это проблема языкового или психомоторного характера, или связана с обучением и успеваемостью.

С другой стороны, подросткам и взрослым преодолеть многолетние проблемы помогает мотивация.

По сути, не существует никаких возрастных ограничений применительно к прогрессу, который обеспечивает метод «Томатис»; как показывает опыт, в большинстве случаев хорошие результаты показывают люди всех возрастов — дети, подростки, взрослые, пожилые люди.


— Опасен ли метод «Томатис»?

Нет, поскольку метод «Томатис» не является лечением в медицинском понимании.
Хотя он применяется специалистами в области медицины и смежных с ней (парамедицинских), а также в педагогике, спорте и искусстве, он не может служить заменой для лечебных практик, использующихся в этих сферах, а только лишь дополнением, усиливающим их эффективность.

По сути, метод «Томатис» просто деликатно способствует возвращению в норму и не вызывает состояние травмы или дисбаланса.

Индивидуум возвращается в свое нормальное состояние, что имеет двойную пользу: он обретает покой и эмоциональное равновесие и может без лишних усилий сохранить прогресс, достигнутый в процессе аудиотренировок с помощью «Электронного уха».


— Как происходит оценка результатов?

Перед началом программы аудиотренировок, в процессе программы (1 курс 15 дней, 2 курс 10 дней) и после ее завершения клиент проходит аудиотестирование, по итогам которого проводится беседа со специалистом по аудио-психо-фонологии.

В ходе беседы консультант собирает информацию о клиенте, узнает о его впечатлениях, а также объясняет ему текущее положение дел, в соответствии с анализом результатов аудиотеста и отзывов клиента. Если речь идет о ребенке, беседа проводится с его родителями.

В некоторых случаях помимо проверки слуха проводятся и другие тесты; однако только аудиотест позволяет получить точную и объективную информацию о функциях слухового аппарата, в частности об анализе звуковой информации, слуховой латеральности, пространственной локализации звука и адаптируемости к окружающей звуковой среде.


— Какова средняя продолжительность программы «Томатис»?

Продолжительность программы «Томатис» варьируется в зависимости от уровня сложности проблемы, которую нужно решить.

При этом программа с использованием «Электронного уха» должна быть ограничена по времени.

Ее цель — максимально быстро стимулировать возвращение индивидуума в состояние независимости.
Например, количество программных блоков в Центре «Томатис» редко превышает 3-4; первый блок — двухчасовые занятия ежедневно в течение 15дней.

После завершения каждого блока наступает период интеграции, во время которого индивидуум не участвует ни в каких аудиотренировках.

Как правило, перерыв между первым и вторым блоком программы длится 3-4 недели, между вторым и третьим блоком —1- 2 месяца, а между третьим и четвертым (если в нем возникнет необходимость) — 3месяца.

 

— Можно ли комбинировать метод «Томатис» с другими методами терапии?

Да, и в перечисленных ниже случаях это даже рекомендовано:
 если индивидуум уже проходит терапию и его терапевт, знакомый с методом «Томатис», знает о благотворном воздействии аудиотренировок с использованием «Электронного уха»;
 если специалист по аудио-психо-фонологии по методу «Томатис» считает, что применение других методов терапии не противоречит сущности метода «Томатис» и рекомендует клиенту подождать ассимиляции положительных результатов, достигнутых в процессе аудиотренингов, прежде чем приступать к другой терапии;
 наконец, специалист по аудио-психо-фонологии по методу «Томатис» обнаружит проблему, для устранения которой требуется другая терапия; в этом случае он немедленно рекомендует клиенту обратиться к другому терапевту, независимо от того, когда была обнаружена проблема — в процессе аудиотренировок или еще до начала занятий с использованием «Электронного уха».


В таких случаях метод «Томатис» усиливает эффективность других терапевтических методов.
При этом он не противоречит этим методам и не соперничает с ними, а лишь дополняет, ускоряя их прогресс.


— Почему аудиотренировки проходят в интенсивном темпе?

Для того чтобы режим восприятия мозга изменился, получаемая им информация должна повторяться часто и в постоянном ритме в течение ограниченного времени.

Это упражнение, как и любое другое умственное или физическое упражнение, вызывает дезадаптацию, которая позволяет телу открыть другие механизмы работы, т.е. дает ему выбор.

Хотя правило интенсивности аудиотренировок распространяется на всех, результаты интенсивных занятий несколько отличаются в зависимости от характера проблемы, над которой ведется работа, возраста индивидуума, его мотивации, времени, которым он располагает, и других факторов.

В норме первый блок длится 15 дней и состоит из ежедневных двухчасовых занятий.
В дальнейшем аудиотренировки — в любом случае их количество ограничено, поскольку метод «Томатис» не формирует зависимости — редко продолжаются более 8 дней и разделены перерывами в несколько недель.


— Для чего нужны перерывы?

Мозг в равной степени нуждается в повторяющейся стимуляции и в отдыхе. Первое необходимо для изменения восприятия, второе — для ассимиляции и интеграции этого изменения.

Этот принцип действует в отношении любых развивающих процессов; интеграция происходит в фазе кажущейся пассивности, которая сменяет период активности.

Однако в действительности это фаза ассимиляции.

Стимуляция — это нарушение равновесия организма; поэтому ему необходим отдых, во время которого и происходит ассимиляция.

По этой причине стандартная программа занятий состоит из базового блока, который длится 15 дней (два часа аудиотренировок с использованием «Электронного уха» ежедневно), и нескольких 8-дневных блоков.

Как правило, их количество ограничено, поскольку задача метода «Томатис» — максимально быстро привести индивидуума в состояние независимости.

Первые два программных блока распределены на протяжении трех-четырех недель; между вторым и третьим блоком делают перерыв в 1-2 месяца. Перерыв между третьим и четвертым (если в нем есть необходимость) блоком — 3 месяца.


— Почему выбрана музыка Моцарта?

После многочисленных испытаний с другой музыкой мы обнаружили, что результаты, полученные при использовании произведений Моцарта, всегда превосходны, независимо от географии.

Более того, мы заметили, что эта музыка не только признана на всех континентах, но и позволяет слушателям восстановить их внутреннее равновесие.

Для того чтобы объяснить это действие музыки Моцарта на чувство равновесия, следует вспомнить, что музыка характеризуется ритмом, который стимулирует тело; гармонией, которая пробуждает эмоции, и мелодией, которая обращается к интеллекту.

В соответствии с канонами классицизма, эти составляющие должны находиться в равновесии, что большая редкость. Чаще всего одна из характеристик является доминирующей, что и образует довольно необычное музыкальное высказывание. Однако в музыке Моцарта это равновесие сохранено, что и объясняет ее универсальность.


— Почему используются частотные фильтры?

Фильтрация звуковых частот на уровне примерно 4000 Гц позволяет мозгу сосредоточиться на акустическом анализе конкретных фрагментов; слуховое восприятие звуковой информации с большей частотной фильтрацией можно сравнить с внутриутробным опытом, что, однако, не значит, что плод не различает низкочастотные звуки.

Альфред Томатис объясняет функционирование уха на столь раннем этапе развития плода тем, что его роль заключается в возбуждении формирующейся нервной системы. Именно для того чтобы воспользоваться этой первичной функцией уха в период внутриутробного развития ребенка, Альфред Томатис решил использовать частотный фильтр, который снимает с уха обязанность различать звуки.

Более того, учитывая физиологию внутреннего уха, высокочастотные звуки стимулируют нервную систему гораздо сильнее, чем звуки низких частот. Это подтверждает тот факт, что ресничек, или волосковых клеток, восприимчивых к звуковой стимуляции, гораздо больше на участках, предназначенных для приема и анализа высокочастотных звуковых сигналов, нежели на участках, которые служат для приема и анализа низкочастотных звуков.


— Поможет ли метод «Томатис» при потере слуха?

Метод «Томатис» не улучшает слух, если в ухе есть необратимые повреждения; однако в любом случае он помогает максимально использовать слуховой потенциал, даже самый малый.

 На фото специалист Центра "СФЕРА" томатис-терапевт Осипов Владислав Михайлович со своими учителями по методике аудио-психо-фонологической стимуляции по методике А.Томатиса Малгожатой Шурлей и Лешеком Здольски:

 

 Ссылка на сайт Томатис-Центра http://tomatis-center.ru/partnery